Через месяц, 28 апреля, украинцы будут отмечать 70‑летие начала операции «Висла» (akcja “Wisła”) - мероприятий польского правительства по массовой депортации непольского населения из юго-восточных воеводств в так называемые «возвращенные земли», то есть на территории, отторгнутые от Германии в пользу Польши по итогам Второй мировой войны.
Основной массой пострадавших были украинцы. Кроме них, депортация коснулась лемков, бойков и долинян. Первоначально польские власти поощряли добровольное переселение («репатриацию»), затем перешли на насильственные методы. Всего в конце 1940‑х годов, согласно официальным данным, были принудительно перемещены и репрессированы порядка 150 тысяч человек. Украинские источники называют более высокую цифру - до 180 тысяч. В депортации
были задействованы 17 тысяч военных, руководила «акцией» специально созданная Оперативная группа «Висла».
«Банды УПА» или чистки?
Поляки обосновывали депортацию борьбой с антикоммунистическим подпольем, костяк которого составляли украинские националисты из ОУН-УПА. Так, непосредственным поводом к началу «акции» стало убийство замминистра обороны, генерала Войска Польского Кароля Сверчевского. Генерал отправился инспектировать казармы в восточных областях, 28 марта 1947 года его конвой попал в засаду, устроенную сотней УПА «Ударники‑5» под командованием Степана Стебельского.
Украинские политики и историки, в свою очередь, считают, что истинной целью «Вислы» было «окончательное решение украинского вопроса» на польской земле.
По их мнению, путем депортаций поляки фактически осуществляли этническую чистку, стремились искоренить украинскую идентичность, уничтожить украинское культурное наследие, заодно вытеснить грекокатолическую церковь.
Ветераны УПА
Помимо националистов, уличенных в связях с УПА, депортировалась украинская интеллигенция, милиционеры и военные, сражавшиеся в польской армии. Выселению подлежали также смешанные семьи. Арестованные украинцы содержались в лагере Явожно под Освенцимом (польская сторона предпочитает называть лагерь трудовым, украинская - концентрационным).
Высказываются версии, что коммунистам было выгодно обвинять «банды УПА», вина сотни Стебельского не была должным образом доказана, а покушение на Сверчевского организовал НКВД. В польской печати в последнее время чаще встречаются мнения, что в истории со Сверчевским действительно много белых пятен. В недавних публикациях ведущих изданий Gazeta Wyborcza и Rzeczpospolita указывается, что точные обстоятельства гибели генерала вряд ли будут установлены, а УПА называется «предполагаемым» исполнителем.
В Польше операция «Висла» признаётся трагедией на высшем уровне.
В 1990 году Сенат осудил депортации украинцев как преступление тоталитарного режима, исповедующего принцип коллективной ответственности народов. В 2002 году «акцию» осудил президент Александр Квасьневский, в 2007 году аналогичное осуждение прозвучало на встрече президентов Виктора Ющенко и Леха Качиньского по случаю 60‑летнего юбилея депортации.
Аура тайны
Зимой Верховная рада установила, что в текущем году 28 апреля будет Днем памяти, посвященным печальной судьбе украинцев, депортированных поляками с «украинских этнических земель Лемкивщины, Надсяння, Холмщины и Подляшья». Схожее постановление несколько недель назад принял Львовский облсовет. Отмечать памятную дату собираются и украинцы Польши. Их планы осложнились тем, что польские власти, вопреки сложившейся традиции, не стали финансировать памятные мероприятия.
Заявки на гранты Министерства внутренних дел и администрации в декабре подавали Союз украинцев в Польше, Общество развития Музея лемковской культуры в Зындранове и Общество лемков в Легнице. Всем трем организациям отказали. До этого, со времен победы «Солидарности», ежегодное отмечание «Вислы» исправно проходило при поддержке правительства. Один только Союз украинцев на 60‑летие депортации получил 55 тысяч злотых, на 65‑летие - 60 тысяч злотых, теперь - ничего.
Глава Союза Пётр Тыма подчеркивает, что это вдвойне странно, ведь раньше консерваторы из правящей партии «Право и справедливость» («ПиС») не выступали против желания украинских организаций почтить память жертв «акции». Таким образом, опасаются в Союзе, власти пытаются «загнать» отмечание грустной даты в «этническое гетто» и предпочитают игнорировать неприглядное историческое событие.
«Все принятые решения окутаны аурой тайны. Мы не получили объяснения, почему нам не выделили деньги, -
рассказывал Тыма. - Никто в министерстве не пытался разговаривать с нами». Отказ в грантах он связал с тем, что «Висла» не вписывается в ревизию польской истории, проводимую «ПиС».
Пётр Тыма
Тыма отметил, что правящей партии очень не хочется, чтобы «Висла» в общественном сознании встала в один ряд с Волынской резней, учиненной УПА, поэтому повышенное внимание к операции нежелательно.
Он также предположил, что в правительстве прислушались к антиукраинским настроениям, которые особенно сильны в среде «кресовяков» - жителей пограничных с Украиной воеводств. Антиукраинские выпады участились после победы Евромайдана в Киеве и принятия новой властью ряда решений, направленных на героизацию и реабилитацию бойцов ОУН-УПА.
В связи со спорами вокруг 28 апреля публицист Эдвин Бендык
обратил внимание на то, что польские националисты, по сути, взяли на вооружение доводы коммунистической пропаганды и утверждают, что депортация была вынужденной мерой, добавив при этом, что «Висла» стала местью за Волынь. Оставшись без помощи Варшавы, украинцы собираются отмечать годовщину депортации на народные средства. В польские СМИ запустили призывы делать пожертвования. Неравнодушных поляков просят «скидываться», отмечая, что «Висла» - такое же преступление большевиков, как и Катынский расстрел. По состоянию на середину марта
удалось собрать 37 тысяч злотых.
Лучше - позитив
В «ПиС» меж тем не только лишили Союз украинцев денег, но и отказались направлять депутатов для участия в мероприятиях. Парламентская Комиссия по национальным и этническим меньшинствам хотела 28-30 марта провести выездное заседание в Перемышле. Планировалась встреча с украинской и лемкской общинами, посещение украинского военного кладбища. Союз украинцев специально просил приехать до апреля, чтобы визит чиновников рассматривался в рамках подготовки к годовщине «Вислы».
Заодно украинцы рассчитывали рассказать членам Комиссии о недавних случаях вандализма в отношении украинских кладбищ и памятников, а также найти защиту от агрессии местных польских националистов (прошлым летом в Перемышле нападению подверглась украинская процессия).
Депутаты подали заявку на поездку в канцелярию Сейма, но она осталась не удовлетворена. Как
пояснила председатель Комиссии Данута Петрашевская, представительница оппозиционной «Гражданской платформы», это произошло из-за позиции спикера Сейма Марека Кухчиньского, который представляет «ПиС». Спикер сначала обязал депутатов вместо Перемышля заседать в столице Подкарпатского воеводства Жешуве, затем распорядился перенести визит на май, чтобы он прошел уже без явной привязки к «Висле».
Взгляды консерваторов выразил заместитель председателя комиссии Шимон Гижиньский: депутаты, разумеется, со временем приедут и в Жешув, и в Перемышль, но лучше будет, чтобы повестка дня строилась вокруг позитивных моментов польско-украинской истории, таких как помощь отдельных украинцев полякам во время Волынской резни.
«Шизофрения»
Ситуация вокруг несостоявшегося визита депутатов в Перемышль стала лишь очередной стычкой между Варшавой и Киевом на историческую тематику. В конце января схожим образом сорвалась поездка польских чиновников в Жешув на X Форум «Украина - Европа». Формальным поводом стало объявление Украиной персоной нон грата мэра Перемышля Роберта Хомы за его «антиукраинскую позицию», выражающуюся в том, что поляк выступал против прославления УПА.
Ведущие польские политики, от лидера «ПиС» Ярослава Качиньского до президента Анджея Дуды и премьера Беаты Шидло, неоднократно заявляли, что о настоящей нормализации двусторонних отношений не может быть и речи, пока Киев продолжает героизацию УПА. Аналогичный подход реализуется в отношении депортации украинцев: сначала вы ответите за Волынь, потом мы ответим за «Вислу».
Иными словами, пока на Украине отряды УПА, виновные в гибели сотен тысяч мирных поляков, официально признаются борцами за свободу и чествуются на государственном уровне, Польша не считает возможным помогать отмечать даты, связанные с притеснениями украинского населения.
Ответ Польши ясен: разберитесь с Бандерой, Волынью и так далее
«Украинские депутаты предложили провести Межпарламентскую ассамблею в Перемышле в преддверии акции «Висла». Ответ Польши ясен: разберитесь с Бандерой, Волынью и так далее. Словом, в нашей политике присутствует полная шизофрения», - посетовал на плачевное состояние двусторонних отношений Пётр Тыма.
Подобный вывод - естественное следствие националистической исторической политики обеих сторон. Польские и украинские националисты едва ли смогут договориться о консолидированной оценке совместной истории, и, пока они находятся у власти, упомянутая «шизофрения» будет продолжаться.
Новости Польши