Почему Польша тормозит реализацию совместного с Литвой проекта по строительству газопровода?

Sep 12, 2016 12:25




На днях министр энергетики Литвы Р. Масюлис заявил о переносе сроков реализации совместного с Польшей проекта по строительству газопровода, который должен окончательно избавить страну от статуса «энергетического оазиса», завершив её интеграцию в единый европейский газовый рынок.

То, что совместный проект ждёт непростая судьба, стало понятно сразу после прихода к власти в Польше ультраконсервативной партии «Право и справедливость». Её лидеры на примере ряда спорных с правовой точки зрения внутриполитических инициатив (реформа конституционного трибунала и новый закон о СМИ) продемонстрировали готовность отстаивать собственную выгоду без оглядки на мнение Брюсселя и тем более угрозы «штрафов и лишения права голоса в ряде институтов ЕС».


На днях глава энергетического ведомства Литвы Р. Масюлис рассказал о проблеме у польского оператора проекта Gaz - System, который по итогам недавно проведённого исследования пришёл к выводу о том, что «расширение компрессорной станции в Рембельщизне окажет большое влияние на окружающую среду и повысит уровень шума». По мнению польских экспертов, единственным вариантом по снижению шума является изменение маршрута трассы газопровода в обход населённых пунктов до другой компрессорной станции в Холовчице (в 150 км от начального пункта назначения). Соответственно, понадобится заново проводить проектно-изыскательские работы, утверждать и согласовывать документацию и т. д. Естественно, на всё это уйдёт дополнительное время и средства.

Почему же только сейчас, спустя пять лет после начала реализации данного совестного проекта, польская экспертиза пришла к заключению о невозможности его реализации в прежних параметрах?

Ответ нужно искать в непростых двусторонних отношениях между Польшей и Литвой.

Приход в Польше к власти консерваторов ничего хорошего для Вильнюса не сулил. Хотя министр иностранных дел Литвы Л. Линкявичюс после победы «ПиС» в выборах заявлял, что проблемы польского национального меньшинства в Литве «не должны создавать напряжённости с будущим правительством Польши и препятствовать сотрудничеству в областях безопасности и энергетики», показательным фактом стал первый зарубежный визит избранного летом 2015 г. президента Польши А. Дуды не в соседнюю Литву, а в Эстонию.

Уже тогда эксперты предрекали, что новая польская власть сфокусируется на активном решении комплекса застарелых проблем двусторонних отношений, которые, несмотря на многочисленные публичные обещания литовских властей, так и остались нерешёнными. Центральным вопросом стала тема притеснения польских меньшинств (оригинальное написание польских фамилий в официальных документах, политика ассимиляции поляков через сворачивание школьного образования на родном языке и т. д.). Варшава не только активизировала двусторонний диалог по данной теме, но и стала использовать площадку Европарламента для того, чтобы обязать Вильнюс выполнять европейские рекомендации в области защиты национальных меньшинств.

Реакцией «ПиС» на искусственно поддерживаемый литовскими властями правовой вакуум (с 2010 г. приостановлено действие Закона о национальных меньшинствах) по вопросу защиты прав национальных меньшинств стало президентское вето на закон о национальных и этнических меньшинствах и региональном языке.

Во многом благодаря польским усилиям, в июле текущего года Комитет министров Совета Европы принял резолюцию о выполнении Литвой Рамочной конвенции по защите прав нацменьшинств, в которой подверг критике дискриминационную политику Литвы в отношении нацменьшинств, потребовав незамедлительно принять «чёткую и связанную законодательную базу в области защиты прав нацменьшинств».

Совет Европы также призвал Вильнюс обеспечить языковые права нацменьшинств в соответствии с международными нормами права, а также гарантировать должный уровень подготовки и обеспечения языковых школ нацменьшинств в рамках осуществления образовательной реформы без ущерба качеству их образования.

Сегодня же Польша для большей убедительности, похоже, решила дополнительно задействовать и экономические рычаги давления.

Для Литвы совместный проект по строительству газопровода GIPL важен как никогда. Он призван к 2020 г. интегрировать страну в единый европейский газовый рынок, что позволит раз и навсегда избавиться от статуса «энергетического оазиса». Проект также нужен литовским властям с идеологической точки зрения, так как позволит им заявить об окончательной победе над диктатом политических цен «Газпрома» и достижении энергетической независимости от России. С экономической точки зрения он также привлекателен, так как речь идёт об освоении крупных европейских инвестиций, порядка 150 млн евро (большая часть расходов финансируется по линии инфраструктурных фондов Европейской комиссии). Но самое главное, газовая смычка позволит нерентабельному терминалу сжиженного природного газа в Клайпеде сбывать дорогой норвежский газ (Латвия и Эстония отказались от закупок), к примеру, дружественной Украине.

Сегодняшнему прагматизму Варшавы, безусловно, способствовала и история со скандальным приобретением у литовских властей Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода, чья итоговая стоимость в два раза превысила конкурентные предложения, составив 2,4 млрд долларов США. Мало того, что Польша получила неликвидный актив (в связи с остановкой прокачки сырья по трубопроводу «Дружба»), так ещё подконтрольные государству Литовские железные дороги (ЛЖД) отказались предоставить ранее согласованный в качестве одного из условий покупки льготный железнодорожный тариф на грузовые перевозки. Попытка Польши переориентироваться на более дешёвую логистику через порты Вентспилса, Риги и Лиепаи была встречена настоящей блокадой. Железнодорожники под предлогом неотложного ремонта разобрали 19 км путей на прямой ветке Мажейкяй - Ренге (Латвия), что удлинило дорогу до Вентспилса на 80 км, сведя практически на нет выгоды латвийского транзита.

На протяжении последних шести лет Литва кормила Варшаву обещаниями, что вот-вот дела сдвинутся и логистическая проблема разрешится. И вот действительно наступила развязка.

В июле текущего года Еврокомиссия (ЕК) предъявила Литве ультиматум в связи со «злоупотреблением доминирующим положением»: за то, что Литва в 2008 г. разобрала ветку Бугеняй - Ренге, ЛЖД должна быть демонтирована, в противном случае правительство заплатит штраф в размере 10% от оборота (около 43 млн евро) и восстановит ветку (ориентировочные затраты - 20 млн евро). А ведь всего этого можно было избежать, если бы литовские власти упорно не игнорировали свои обязательства перед польскими партнёрами и не прибегли бы к откровенной экономической дискриминации польского концерна. В итоге в 2010 г. Orlen Lietuva подала жалобу в ЕК. В марте 2013 г. началось расследование в связи с возможным злоупотреблением доминирующим положением. В 2015 г. ЕК вынесла формальные обвинения в адрес находящейся под управлением Министерства транспорта и коммуникаций ЛЖД.

Ситуация, прямо сказать, неприятная. Мало того, что подконтрольная государству ЛЖД, чья прибыль из-за падения грузовых и пассажирских перевозок ввиду антироссийских санкций в 2015 г. уменьшилась в 7 раз (до 2,7 млн евро), должна финансово ответить. Существует и судебная перспектива по возмещению польской компании понесённых ею в связи с дискриминацией за последние восемь лет убытков. В этой связи Литве рассчитывать на какие-то подвижки по реализации совместного газового проекта не приходится, а жаловаться в Брюссель до исполнения вердикта бессмысленно.

Скорее всего, сроки реализации проекта сдвигаются как минимум до тех пор, пока Вильнюс не проведёт работу над ошибками, а как максимум - до выполнения Вильнюсом резолюции Комитета министров Совета Европы по имплементации Рамочной конвенции по защите прав национальных меньшинств.
Источник: Аналитический портал

Польша, Литва

Previous post Next post
Up