Литва, Латвия и Эстония не горят желанием обсуждать включение транспондеров.
Транспондер - электронное устройство на борту самолёта, делающее его видимым для других воздушных судов и диспетчерских служб на земле. Со времён начала украинского кризиса взаимные обвинения НАТО и России в полётах военных самолётов с выключенными транспондерами звучат постоянно. Сообщения об авиационных инцидентах над Балтикой исчисляются сотнями. Военные Альянса регулярно отчитываются о том, что каждый месяц им приходится срочно поднимать истребители для перехвата россиян. Министерство обороны РФ в ответ заявляет, что натовские суда сами зачастили летать вдоль российских границ в режиме «невидимки». В НАТО поначалу полёты с выключенными транспондерами категорически отрицали, затем были вынуждены
признать, что в отдельных случаях соответствующее оборудование всё же отключают. Кроме того, генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что так поступают и некоторые союзники НАТО, в том числе на совместных учениях.
Ситуация усугубляется тем, что стороны в последние годы резко увеличили активность в небе. НАТО нарастил свою миссию по воздушному патрулированию в Литве, Латвии и Эстонии. Участилась активность стратегических разведчиков.
По
сводным данным официального представительства РФ при НАТО за 2014 год, американские RC-135 провели 140 вылетов. По сравнению с 22 вылетами за аналогичный период в 2013 году. Количество полётов немецких Orion P-3C, датских, шведских и португальских разведчиков, исследующих Калининградскую область и Балтику, за год выросло со 125 до более чем 200. Количество вылетов разведчиков AWACS, стартующих с баз в Польше и Румынии, увеличилось с двух в месяц до 40-60. В 2013 году таких полётов было меньше 20, в 2014 году - порядка 460. Таким образом, в небе стало не протолкнуться. Какой-либо вразумительной системы предупреждения инцидентов между Россией с одной стороны и блоком НАТО с его союзниками с другой нет. Как недавно
выразился главком шведской армии Микаэль Бюден, ему очень не хватает «телефонного номера», по которому он мог бы оперативно связаться с коллегами по другую сторону Балтийского моря. Военные
эксперты отмечают, что военные с обеих сторон включают транспондеры по собственной инициативе - какой-либо договор, обязывающий их это делать, отсутствует. Поэтому полёты со включёнными транспондерами - дело добровольное, держится на «честном слове». В отличие от гражданской авиации, где полёты с выключенными транспондерами немыслимы. При этом авиалайнеры периодически страдают, натыкаясь на внезапно появившиеся из облаков истребители и разведчики без опознавательных сигналов. Подобных обвинений тоже хватает.
Вопрос авиационной безопасности очень серьёзно стоит на повестке дня, муссируется в прессе и служит дополнительным раздражителем в и без того непростых отношениях РФ - НАТО.
С инициативой разрядить обстановку и понизить риск возникновения ЧП в небе с начала года выступал финский президент Саули Нийнистё. Поиск путей разрешения данной проблемы стал одним из поводов пригласить Владимира Путина в Хельсинки 1 июля. На встрече с российским лидером Нийнистё
говорил о необходимости незамедлительных консультаций по предотвращению воздушных инцидентов. «Я предложил, чтобы мы вместе договорились о том, чтобы в Балтийском регионе при полётах самолетов транспондеры всегда использовались», -
сообщил он после переговоров.
Путин отнёсся к идее серьёзно и внёс её в список рабочих предложений на проходящем 13 июля заседании Совета Россия - НАТО в Брюсселе.
Каких-то прорывов по ключевым темам никто как в Москве, так и на Западе тогда не ожидал. Зато «план Нийнистё» в случае успеха мог стать первым шагом к реальной деэскалации в стратегически важном приграничном регионе Балтийского моря. И сыграть роль лазейки, которая могла бы наконец привести противников к нормализации диалога. Руководство Альянса озвучило заинтересованность. Столтенберг обещал предложения России внимательно изучить. «Мы запросили больше подробностей и полагаем, что Россия должна детально описать суть своего предложения», -
заявил генсек НАТО после встречи.
Российская сторона подтвердила готовность приступить к предметным консультациям в ближайшее время и заявила, что ожидает формального согласия НАТО начать переговоры.
29 июля Минобороны России снова подтвердило готовность к обсуждению новых правил полётов над Балтикой, на этот раз на встрече с военными атташе членов Альянса в Москве. Соответствующие ноты были разосланы по иностранным посольствам. 1 августа «для устранения озабоченностей» в связи с военной деятельностью в приграничных районах Россия предложила в сентябре провести в Москве специальную встречу военных экспертов. Приглашения отправили всем соседям: странам Балтии, Польше, Швеции и Финляндии. «В Минобороны России ожидают официальной реакции партнёров на российские предложения, так как общение через СМИ не позволит оперативно устранять имеющиеся разногласия», -
пояснил начальник Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ Сергей Кошелев. Среди прочего, странам НАТО предложили схему, по которой соседи будут заранее оповещать друг друга об учениях в воздухе и планируемых маршрутах полётов, в то время как ВВС будут летать над Балтикой только со включёнными транспондерами.
Кроме того, Минобороны РФ предложило обсудить более широкий спектр проблем воздушной и морской безопасности.
Судя по показательно сдержанной, беспорядочной и противоречивой реакции, в Вильнюсе, Риге и Таллине оказались совершенно не готовы к конструктиву со стороны Кремля. Мало кто верил, что примирительные идеи Нийнистё будут взяты на вооружение, а Россия будет выступать за претворение их в жизнь. В Литве сразу усомнились в самой необходимости отдельно обсуждать поставленный вопрос. Глава МИД Линас Линкявичюс ещё после Совета Россия - НАТО
совершил поворот на 180 градусов. Если ранее литовские власти громко выражали обеспокоенность российскими полётами без транспондеров, то после предложения их совместно включать вдруг выяснилось, что работающие транспондеры для Литвы не так уж и важны. Более того, Линкявичюс выступил с откровением, что для военных выключать транспондеры - «обычная практика» и вообще малозначительный, второстепенный момент.
«Безопасность связана и с культурой полётов, поведением в воздушном пространстве. Мы видели случаи военного хулиганства со стороны России», - сообщил министр.
Именно об этом Литва готова разговаривать, а не о «технических элементах». Получив официальное приглашение в Москву, Линкявичюс снова
заявил, что дело вовсе не в транспондерах, из-за которых раньше Литва и НАТО исправно протестовали. Вместо демонстрации желания обсудить снижение рисков, глава МИД возложил вину за создание рисков исключительно на Россию. «Одними включёнными транспондерами вопросы безопасности не решить, если российские пилоты и впредь не будут придерживаться рекомендаций безопасной авиации, будут вести себя безответственно и провокационно», - сказал он.
В Латвии с приглашением сесть за стол переговоров случилась мистическая история. Поначалу нота куда-то затерялась.
Журналисты бомбардировали МИД и Минобороны запросами. Чиновники обоих ведомств три дня
утверждали, что ничего не знают, никаких документов не получали. Потом всё-таки
признали, что ноту получили, но комментировать ничего не могут. Не стали даже пояснять, поддерживают ли само предложение в целом или нет. Более забавный казус вышел в Эстонии. В отличие от латвийских коллег, отрицать наличие приглашения в Таллине не стали и сразу его отвергли. Премьер-министр Таави Рыйвас со свойственной ему непосредственностью дал понять, что обсуждать нечего. «Моя простая рекомендация - найти в самолёте кнопку транспондера и включить её», -
передал Рыйвас русским. Он также сообщил, что подобные темы Эстония обсуждает только с союзниками по НАТО и дружественными странами. С Россией же в принципе столь важные аспекты, как военная безопасность, обсуждать нельзя, пока Москва «агрессивно ведёт себя на Украине». Поэтому о сотрудничестве не может идти и речи. Позже, правда, министр обороны Ханнес Хансо
дезавуировал слова непосредственного начальника, заверив, что окончательный отказ Эстония не даёт. И мнение Рыйваса нельзя считать официальным ответом. Над реальным ответом будут думать.
Итого, в сухом остатке: Литва начала заранее дискредитировать переговоры до их начала; Латвия ушла в глухую оборону; Эстония сначала на уровне премьера разгромила саму идею диалога, затем откатила назад и стала посылать противоречивые сигналы. При этом ни одна республика не сказала категорическое «нет» - очевидно, на случай, если старшие партнёры по Альянсу найдут идею Москвы заслуживающей внимания. Преследуя свои собственные политические цели, страны Балтии всегда крайне прохладно относятся к любым возможностям возобновления сотрудничества с Россией и до последнего момента оставались сторонниками изоляции Кремля. По этой причине Вильнюс, Рига и Таллин негативно воспринимали идею возобновления функционирования Совета Россия - НАТО и весьма нехотя смирились с тем, что это в конце концов произошло в конце апреля, - чего уж говорить о готовности садиться за стол переговоров даже по такому сугубо техническому моменту, как транспондеры.
Несмотря на то что именно они чаще всех трубят тревогу, когда замечают у своих границ даже нечто отдалённо похожее на российские самолёты.
Хотя, казалось бы, они как никто другой заинтересованы в том, чтобы установить с Россией «правила игры» в регионе. Тем более когда их первыми приглашают принять участие в дискуссии. Страны Балтии не устают возмущаться реальными и мнимыми инцидентами в воздухе, однако, столкнувшись с конструктивными предложениями, не проявляют ни рвения, ни желания способствовать снижению напряжения. Ведь для них деятельное сотрудничество с Россией в военной сфере - верный признак того, что отношения возвращаются к формату business as usual. Этого допустить никак нельзя.
Источник:
Политика Прибалтики