Известный дореволюционный историк М.О. Коялович писал:
«Несколько веков русский народ жил вблизи литвинов, латышей, эстов, не просветив их своею православную цивилизацией, и дождался, что это дело взяли в свои руки латиняне-немцы. Впрочем, это грех невольный и едва ли мог быть исправлен заблаговременно. Медленное ознакомление прибалтийских язычников с православной русской цивилизацией происходило не от неподвижности православия, в которой его многие обвиняют, а от того, что православие, чуждаясь, по основным своим принципам, насилия, по необходимости распространяется тихо, медленно, незаметно.
Все несчастие русского народа в этом, как и в других случаях, заключается в том, что рядом с ним живут соседи, не разборчивые на средства, развивающие свою жизнь быстро и выхватывающие у него его медленную работу.
Это же несчастие подарило нам историю и прусских и ливонских рыцарей. Литвины, вдруг встревоженные такими жестокими соседями, вступили с ними в борьбу на жизнь - на смерть, защищая от них и свою языческую веру, и свою литовскую национальность, и, наконец, свою государственность. Но силы орденов были неистощимы, освежались и усиливались новыми выходцами из западной Европы. Притом на их стороне было превосходство вооружения и военного искусства. Литвинам пришлось по необходимости поддаваться мало-помалу назад и надвигаться на свой верхне-литовский и затем западно-русский народ.
Это вынужденное движение литвинов с северо-запада на юго-восток еще более ускорило образование литовского-русского государства и народное объединение литвинов и русских».
Источник:
Аналитический портал