Прогуливаясь по центральным улицам большого города, часто попадаешь в круговорот стилей и эпох, запечатлённых в архитектуре. Сегодня совершим попытку среди политических решений и амбиций мастеров, отражённых в городском пейзаже, научиться различать произведения искусства в стиле модерн.
Под обширным понятием «модерн» скрыто множество красивых названий: ар-нуво, либерти, тиффани, сецессион - и не меньшее количество региональных переосмыслений стиля. Однако есть некоторые составляющие, с помощью которых мы можем с видом знатока отнести то или иное произведение искусства к стилю модерн. Это, конечно, время его создания: модерн заявил о себе в последней декаде XIX века и прожил до Первой мировой войны.
Приверженцы стиля, уставшие от постоянного переосмысления классики, ставили своей задачей отход от академичности, симметрии и подражания Античности. Вдохновением для них стал мир природы, и на картинах, зданиях, предметах интерьера появились цветы, животные, стихия. Однако в поисках красоты как главной цели искусства мастера стали играть не только с образами, но и с линией, выбрав за эталон удар бича - немыслимо изогнутую синусоиду. Поэтому и в работах модернистов, будь то графика или архитектура, всё всегда завивается, закручивается, переплетается.
Собственный дом архитектора Виктора Орты, построенный им в 1898-1901 гг. Интерьер полностью подобран
в стиле модерн. Обустраивать внутреннее убранство свойственно всем архитекторам данного стиля.
В настоящее время в доме находится Музей Орта (Horta Museum).
Прежде чем отправиться в Прибалтику, взглянем на самые узнаваемые работы в стиле модерн, или, как его изящно называют французы, ар-нуво («новое искусство»). Обратите внимание, какие метаморфозы происходят с растительным миром под влиянием мастеров, живших в эпоху декаданса и опиума, как плавно растекаются формы и обвисают головки цветов.
В 1909 г. Гимар построил отель в подарок своей богатой американской жене. Всё как полагается - в стиле ар-нуво.
В большинстве своём модерн проявил себя в частном строительстве и в декоративно-прикладном искусстве. Из-за своих новаторских для конца века форм, противоречащих господствовавшему в монументальной архитектуре историзму (копирование всех предыдущих стилей искусства), модерн не был принят властью. Зато сформировавшийся слой буржуазии, обладающий достаточными средствами, с радостью заказывал необычные виллы для себя и доходные дома для сдачи апартаментов внаём. Не стала исключением история Антонио Гауди, создавшего памятники архитектуры из апарт-отелей. А его монументальный долгострой - храм Святого Семейства - полностью зависел от пожертвований граждан.
Антонио Гауди, 1882 г. - настоящее время.
В Вене небывалый фурор произвёл уход Густава Климта и многих других деятелей искусства из Дома художников. Причиной разрыва столь важных для мастеров отношений с кормящей структурой стал всё тот же консерватизм и нежелание принимать новаторский стиль. Так в 1897 г. был создан знаменитый Венский сецессион (с нем. - «отделение»), целью которого стало продвижение художников, творящих в новом стиле.
Надпись на фасаде здания гласит: «Времени - его искусство, искусству - его свободу».
В Германии и скандинавских странах модерн получил название «югендстиль» - в честь журнала Jugend («Юность»), выходившего в Мюнхене с 1896 г. Подобно своим современникам в Париже и Брюсселе, дизайнеры югендстиля вдохновлялись новейшими достижениями в области научных исследований природного мира. Всё так же, как их европейские коллеги, они стремились уйти от академичности и всё так же встречали непонимание со стороны государства как главного спонсора в строительстве общественных сооружений. В развитии творческого потенциала помогли регионы, готовые демонстрировать свою уникальность и самобытность, - так молодой стиль стал активно внедряться в пространство городов и быт людей.
Чтобы вдоволь насладиться обилием декоративных фасадов и причудливыми орнаментами, стоит посетить Ригу - музей югендстиля под открытым небом. Если не боитесь ряби в глазах от необузданного воображения автора, то стоит посетить улицы Альберта, Элизабетес, Бривибас. Особо броско выглядит лепнина в виде масок, которые смотрят на прохожих с фасадов домов, дополненная растительными орнаментами и геометрическими фигурами.
Эйзенштейн (да, это отец того самого кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна), построивший по меньшей мере 15 домов в Риге, не занимался архитектурой профессионально - он состоял на государственной службе статским советником в должности начальника отдела дорожного движения Лифляндской губернской управы. А дома он разрабатывал в свободное время по просьбе богатых друзей. Вот такое плодовитое хобби.
Разнообразием оформительских решений Рига обязана запрету типовой застройки, объявленному в конце XIX века. Так, на вышеупомянутых улицах появились 4-5-этажные доходные дома, непохожие друг на друга. Помимо «пышного модерна», в Риге развивался свой собственный, по-северному сдержанный вариант югендстиля. Среди разноликой лепнины можно встретить мрачно-романтичный замок - национальную вариацию на тему модерн.
Ещё будучи студентом, Э. Лаубе побывал в Финляндии, позже ездил для расширения архитектурного кругозорав Швецию, Данию и Германию. Эти поездки повлияли на творчество мастера: дух северного модерна и лучшие образцы скандинавского деревянного зодчества отпечатлены в доходном доме Красткална.
Увидеть иную, «перпендикулярную» вариацию югендстиля можно, прогулявшись по улицам Бривибас, Гертрудес, Александра Чака. После 1906 г. в проектах архитекторов уже не было столь ярких декоративных элементов, а основной акцент делался на геометрии здания.
Пауль Мондельштам. Доходный дом, 1903 г.
Интересно, что в Риге, городе-музее югендстиля, на улице Алберта находится музей-квартира, интерьер которого оформлен в стиле модерн. Найти его можно в доме архитектора Константина Пекшенса, жившего там с момента постройки в 1903 г. до 1907 г. Как уже было замечено, архитекторы модерна были и своего рода дизайнерами: они полностью обставляли дом в современном для начала XX века стиле. В квартире до малейших деталей передан интерьер эпохи, всё вплоть до плавно изогнутых дверных ручек соответствует модерну.
Константин Пекшенс. Собственный дом архитектора. 1903 г. Сегодня - музей. Кстати, к созданию проекта здания приложил руку тогда ещё молодой студент, а в будущем известный архитектор Эйжен Лаубе.
В Вильнюсе главенствующим стилем для государственных зданий оставался историзм, чаще в необарочном варианте. Модерн смог проявить себя лишь в частных постройках. Сегодня на улицах города можно увидеть виллы и доходные дома обеспеченных горожан начала XX века, которые шли на эксперименты, отдавая предпочтение новым материалам и необычным декоративным элементам.
Эдуардас Роуба. Доходный дом. 1912-1913 гг. Роуба построил комплекс из четырёх доходных домов для четырёх разных заказчиков. Строить доходные дома рядом предпринимателям начала XX века было очень выгодно: они экономили на подводе коммуникаций и обеспечивали арендаторов всем необходимым, неся минимум затрат.
По причине того, что заказчиками вильнюсского модерна были, говоря современным языком, частные инвесторы, выбор декоративных элементов зависел от их вкуса и состоятельности. Наверное, поэтому вильнюсский модерн более сдержан в декоративных вариациях, в нём нет торжественности, обилия орнаментов и барельефов, как в рижском югендстиле, или золота, как в венском сецессионе. Литва пошла по пути так называемого северного, или национально-романтического, модерна, основанного на фольклорных мотивах Скандинавии и Финляндии и ассоциации с прошлым.
Доходный дом Виктора Лукашевича, построенный по проекту инженера Н. Собки в 1911 г.
Если доходные дома строились в центре города, то виллы в стиле модерн расположились в районе Жверинас. Одним из самых привлекательных особняков является собственный дом архитектора Антония Адама Филипович-Дубовика. Дом построен в самое яркое для модерна время - в 1903 г., и именно поэтому он более всего отражает дух ар-нуво, сочетая объёмные формы с лёгкими кружевными деталями, растительным орнаментом и гербовой лепниной.
Прогуливаясь по улочкам Вильнюса, можно встретить намёки на модерн в зданиях, не относящихся к данному стилю. Дело в том, что в стремлении следовать за модой архитекторы и заказчики дополняли дома коваными деталями или округлыми дверями, само же здание исполнялось в эклектике. Филипович-Дубовик также часто использовал в своих проектах элементы стиля модерн.
В Эстонии, как и в Литве, модерн носит северный окрас, сформировавшись под влиянием архитекторов из Финляндии и Российской империи (Санкт-Петербурга). От рижских архитекторов эстонским модерном были заимствованы элементы, присущие немецкому провинциальному стилю, - это вариации на тему фахверка, фронтонов и двуцветной окраски. Однако, в отличие от Вильнюса, в Таллине архитекторам доверяли постройку общественных сооружений в стиле позднего модерна.
Архитекторы из Санкт-Петербурга А. Ф. Бубырь и Н. В. Васильев в 1910 г. построили здание Немецкого театра. Сегодня это Эстонский драматический театр.
В Таллине сложно пройти мимо монументальной Национальной оперы. Здание похоже на многие подобные сооружения поствоенного СССР. Нарочитые колонны и жёлтая штукатурка фасада говорят о лучших традициях сталинского неоклассицизма. Однако всё это реконструкция, причиной которой была бомбардировка Таллина и пожар 1944 г. А в 1913 г. в стиле позднего модерна был построен театр «Эстония», асимметричная форма которого по сегодняшний день ломает все представления о классике.
А. Лидгрен и В. Ленн, театр «Эстония», 1910-1913 гг. Сегодня Национальная опера.
Помимо общественных зданий, выделяющихся своими размерами и монументальностью, стиль модерн проявился в частных работах. На прогулочной улице Пикк архитектором Жаком Розенбаумом были спроектированы два доходных дома. Один своей романтичной сказочностью и пышным декором напоминает дворец принцессы, а второй, прозванный «домом с драконами», отсылает к средневековым замкам.
Жак Розенбаум - фигура крайне противоречивая. Выходец из семьи богатых балтийских буржуа с еврейскими корнями, он умудрился вступить в 1932 г. в нацистскую партию и вплоть до 1942 г. состоял на службе вермахта, а точнее в люфтваффе, строя аэродромы и проектируя концлагеря.
Во второй декаде XX в. заметно угасание интереса деятелей искусства к модерну. С началом Первой мировой войны вопрос об архитектуре и строительстве мало кого интересовал. А в межвоенное время сменился вектор развития искусства, архитекторами уже не приветствовалась излишняя декоративность. Обилие лепнины сменила чистая форма конструктивизма, ручной труд - концепция массового производства баухауз, а место увядающей пышности занял изысканный ар-деко. Но за относительно короткий промежуток времени мастера модерна в различных видах искусства создали произведения, которые сегодня считаются визитными карточками городов и целых стран.
Источник:
Аналитический портал