В конце марта Национальный совет по электронным СМИпринял решение о создании нового государственного ТВ канала, вещающего на русском языке. На его развитие планируется получить из госбюджета в течение трёх лет около 14 миллионов евро. Однако помимо проблемы привлечения русских зрителей, сторонникам нового канала нужно решить ещё один важный вопрос - убедить в его необходимости латышское население республики.
Правящая элита Латвии всерьёз задумалась о создании телеканала, который должен будет транслировать «правильную» точку зрения в противовес российским СМИ, которым доверяет значительная часть русскоязычных жителей страны. «По данным исследований аудитории, 62% людей, разговаривающих в семье на русском языке, смотрят Первый Балтийский канал, который является продолжением российского Первого канала, а 37% смотрят РТР-Россия, где главным идеологом является Киселёв»,- заявила депутат рижской думы, лидер фракции «Единство», экс-министр культуры Сармите Элерте, выступая на телевизионной передаче LTV1 «Sastrēgumstunda». «Во время войны информационные листовки сбрасывали на понятном людям языке. Информация является оружием в гибридной войне, и мы сегодня живём в особых условиях, которые будут продолжаться достаточно долго, - продолжила она.
- Это не вопрос поддержки СМИ, это вопрос о том, как усилить свою страну в ситуации информационной войны».
Такое высказывание человека, занимающего не последнее место во властных кругах, ясно показывает царящие в них настроения. Страх возможного повторения украинских событий в Латвии заставил представителей истеблишмента задуматься о том, что с местными русскими надо как-то разговаривать. И, как высказался на той же передаче LTV1 председатель Национального совета по электронным СМИ Айнарс Димантс, «нам нужно обращаться к своим русским на том языке, на котором им удобнее слушать. Это просто вопрос уважения». Однако, как отметила заместитель главного редактора латышской газеты Neatkarīgā Rīta Avīze Элита Вейдемане, «в таком канале нет никакого смысла, для местных русских это является сигналом, что можно не учить латышский язык, что к ним всё равно будут обращаться по-русски». Тем самым, по её мнению, происходит легализация двуязычия, и создание такого канала после голосования большинства латышей против второго государственного языка «является равносильным преступлению».
Это мнение указывает на то, что на самом деле думает латышская элита и по поводу нового русского ТВ, и по поводу русскоязычных жителей Латвии. Конечно, очень хочется развернуть антироссийскую пропаганду на русском языке за государственный или, скорее, за европейский и американский счёт. Очень велика вероятность, что правящие политики будут просить финансирование у своих заокеанских союзников, аргументируя это тем, что Латвия - бедное государство, а для качественного информационного продукта нужны большие деньги. Государственное финансирование российского Первого канала в 2015 году составило около 100 млн. евро, что совершенно несопоставимо с планируемыми расходами на новый латвийский телеканал. Поэтому просьбы об увеличении финансирования, сдобренные угрозами «гибридной войны», будут звучать постоянно - это же какое огромное поле для «откатов», только и успевай подставлять карман!
Однако есть одно «но» - в национальном латышском государстве общение должно быть только на латышском языке, поэтому в нынешней ситуации новый русский телеканал просто не может появиться.
Кроме этого, как отметила политолог Илзе Островска на своей странице в Facebook, «доступных каналов и программ на русском языке в Латвии уже сейчас больше, чем имеющихся на латышском языке. Ещё один канал, который будет копировать Первый Балтийский канал, определённо не нужен. Чего не хватает, так это передач, в которых с точки зрения законодательства Латвии и Евросоюза, а также ценностей и принципов, будет анализироваться на государственном языке ситуация с национальными меньшинствами в Латвии. Правда, что нелатыши не знают объективно, что о них думает титульная община и не знают отношение латышей к себе. Во-вторых, также и латышам нужно бы в нынешней геополитической ситуации держать руку на пульсе и каждый день узнавать, что думают по различным вопросам (как политическим, так и бытовым) нелатышская часть населения. Вследствие этого ясно, что канал должен быть на латышском языке. Остальное (субтитры или что-то другое) - технический вопрос».
Государственная пропаганда о национальном государстве, необходимости интеграции только на базе латышского языка и его использовании как языка общения для всех жителей Латвии за 25 лет распространения настолько укоренилась в сознании националистически настроенной части латышской элиты, что они, похоже, стали верить в возможность осуществления этого сценария. При этом даже простая мысль о создании государственного телевизионного канала на негосударственном языке рушит их мечты и доказывает невозможность построения латышского государства. Что тогда говорить о простых латышах, большинство из которых свято убеждены, что нормальной европейской страной может быть только та, где существует один государственный язык. Для этой категории населения государственный канал на русском языке - это полный нонсенс. Поэтому результаты голосования телезрителей о необходимости данного ТВ оказались предсказуемы: из всех позвонивших около 90% высказались за его ненужность. Конечно, можно утверждать, что это звонили лишь зрители конкретной передачи и их мнение может не отражать то, что думают по этому поводу все «титульные». Однако данная передача имеет высокий рейтинг и пользуется большим доверием аудитории. Поэтому полученный результат можно в определенной мере экстраполировать на всё латышское общество, которое в вопросах языка всегда очень монолитно.
Тем более, что, после перехода на евро латышский, язык остался единственным, что объединяет и мобилизует латышей, и изменить их мнение по поводу необходимости государственного канала на русском языке на данный момент практически невозможно.
Популяризаторов «русского ТВ» могут просто обвинить в «предательстве интересов латышского народа», а представителей правящего истеблишмента, независимо от партии, объединяет одно - они думают только о результатах будущих выборов и в особо чувствительных национальных вопросах стараются «не либеральничать». Поэтому, скорее всего, и новый русский телеканал умрет, ещё не родившись.
http://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/06042015-TV/