Повилас Гилис: идет вторая холодная война

Mar 17, 2015 11:31



Ожидания литовских политиков и реальная ситуация чаще всего существуют параллельно. Если в ожиданиях «агрессивная Россия нападет на литовского соседа», а «санкционная война» нисколько не затрагивает Прибалтику, то в реальности всё выходит иначе. Портал RuBaltic.ru обсудил животрепещущие для литовской политической элиты темы военного российского вторжения, отношения двух стран и перспективы их развития с экс-министром иностранных дел Литвы, парламентарием (парламентская фракция «Путь смелости») Повиласом ГИЛИСОМ:

- Г-н Гилис, даже неискушенному читателю понятно, что российско-литовские отношения переживают сегодня далеко не лучшие времена. И все-таки - как Вы могли бы их охарактеризовать?

- Назвать блестящими наши отношения никак не выходит. Они очень сложные. И объяснение тому простое - вторая холодная война. Российские и западные политологи избегают термина «новая холодная война».

А по-моему, происходящее на сегодняшний день между Россией и Западом - чистой воды холодное противостояние со всеми характерными признаками: пропагандистская война, экономическая война, война через третьи страны.

Так что мы - свидетели, а также, в той или иной степени, и - участники второй холодной войны. Надо надеяться, что она не перерастет в третью мировую, однако такая опасность все еще существует.

- Какие Вы видите возможные исходы противостояния?

- Если холодная война продлится, то будут потери с обеих сторон. От экономической войны теряет как Литва, так и Россия. Отдаляется перспектива включения механизмов сотрудничества. Чтобы остыть нужно время.

Упускается время, необходимое для построения мирового порядка. Демонтируется многое из того, что было создано после Второй мировой войны.

Постепенно уменьшается роль ООН, ВТО, ПАСЕ и иных организаций. Это общие потери для всех нас. Что-то строили, что-то наладили, появились структурно-организационные рамки и некоторые из них теперь демонтируются. Россия говорит о выходе из определенных международных соглашений и организаций. Некоторые соглашения уже не работают, значит мы все от этого теряем.

Об этих потерях мало говорится, но они на самом деле очень значимы.

- Когда и по чьей вине, на Ваш взгляд, началась новая холодная война?

- Очень трудно назвать точную дату. Толчком послужили события на Украине. Запад хотел, чтобы Украина направилась на запад, а Россия - чтобы соседняя страна осталась или нейтральной, или направила свой взор на восток. Но Украина очень неоднородна: жители Донбасса и западной Украины совершенно по-разному понимают историю и происходящие геополитические процессы.

События в Киеве, думаю, очень охладили отношения отношения сторон.

Вспоминаю слова президента Ельцина. Когда я еще занимал пост министра иностранных дел Литвы, Борис Николаевич как-то сказал в Будапеште: «Мы жили в условиях холодной войны, а теперь живем в условиях холодного мира». И я думаю, что теперь мы снова живем в условиях холодной войны.

- В феврале этого года Бенедиктас Юодка признался, что попытка перезагрузки отношений с Россией была провалена. Вечный вопрос - кто виноват?

- Я пока не готов дать ответ на этот вопрос. Знаете, мы после крушения Советского Союза потеряли возможность построения нового глобального и европейского порядка. Мы ее упустили. Мне кажется, что философия конфронтации сохранилась еще со времен первой холодной войны, и стало очевидным, что такого рода мышление теперь является главной движущей силой, по крайней мере, в некоторых странах.

Хотя и на востоке, и на западе есть более умеренные в своих взглядах люди, которые понимают, что конфликт, особенно, если он расширится, нанесет огромный ущерб.

Если не персонифицировать виновника, то думаю, что мы как-то не изменили должным образом свою философию и парадигму международных отношений. Неправильным на мой взгляд является понимание мира как площадки для конкуренции, а не мира, в котором сотрудничество возвышается над конфликтом.

- Можно ли прогнозировать, когда улучшатся или хотя бы немного потеплеют литовско-российские отношения?

- Думаю, что Литва - лишь часть этого процесса. Я с надеждой смотрю на усилия, предпринятые Олландом и Меркель. И верю, что минские договоренности будут работать. Тогда и появится, думаю, возможность для более трезвого осмысления того, что происходит.

- Россия фактически игнорирует скандальные заявления литовских властей. Почему?

- Я публично выступил против таких заявлений со стороны наших руководителей. И не согласен с такой риторикой.

Если бы эти высказывания принадлежали рядовому литовскому журналисту или рядовому политику - одно дело. Но когда люди, занимающие очень высокие посты, позволяют себе подобные заявления, я не могу с этим согласиться.

Думаю, что нам следовало бы прислушаться к тому, что и как говорят лидеры Германии, Франции или даже Чехии и Венгрии. Там придерживаются иных позиций и по-другому выражают свои мысли. Наша риторика наиболее острая. Я не поддерживаю ее. И она явно не приносит пользы стране.

- В Литве довольно активно поддерживаются антироссийские и антипутинские настроения. Как Вы думаете, насколько охотно верят литовцы в это? Придумают ли правящие новую легенду?

- Знаете, в каждой стране, в том числе - и в России, есть разные люди. Скажем, те, кто особенно остро в настоящее время отрицательно относится к нашей стране. Есть они и в Литве.

Однако есть и те, кто понимает, что географически мы являемся соседями.

И, несмотря на то, что мы разные, но мы были даны друг другу. А константой международных отношений является география.

- Полгода назад Россия ввела санкции против европейских стран. Как можно оценить их последствия?

- Разумеется, они наносят обоюдный ущерб. Когда поднимают меч, у него обе стороны острые, и это следует понимать. Наносят ущерб, непосредственно экономический. Пока что особо трагических последствий нет, но некоторые сектора, связанные с сельским хозяйством и переработкой данной продукции, понесли потери.

Если мы будет выходить из конфликта, наладятся дела на Украине, улучшатся отношения между Европой и Россией, то и торговое взаимодействие будет восстанавливаться. Хотя это будет крайне трудно, ведь рынок теряется, и вновь переориентироваться с запада на восток или с востока на запад не так уж просто. Тем более, что Россия сейчас активно занимается импортозамещением. Впрочем, хочется верить, что здравый смысл возобладает и мы постепенно будет возвращаться к нормализации отношений

- Щепетильный вопрос - действительно ли Россия представляет угрозу для Литвы?

- Очень щепетильный ответ. Надо понимать, что Россия очень большая страна, а Литва - маленькая. Посмотрите на другие огромные государства - США, Китай, Бразилия и т.д.

Маленькие соседи их опасаются. Когда большое государство делает неуклюжие движения, маленькому это может нанести серьезную травму. Это надо осознавать, и, я боюсь, в России не все это понимают.

А с другой стороны, я не согласен с истерией, которая здесь нагнетается некоторыми людьми. Все-таки, мы являемся членами ЕС и НАТО и должны помнить, что это предоставляет нам определенные гарантии. Значит, истерия в некоторой степени беспочвенна. И я не думаю, что в России в настоящее время вынашиваются какие-то военные планы в отношении Литвы. Однако в истории бывает всякое.

http://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/17032015-gilis/

Литва, холодная война

Previous post Next post
Up