Уже год Латвия живёт в еврозоне, и её жители расплачиваются единой европейской валютой. И если перед введением евро общественности предоставлялись разные мнения относительно того, как повлияет на благосостояние населения и на экономику Латвии отказ от национальной валюты, то сейчас можно сделать вывод, насколько правдивыми оказались данные прогнозы.
С целью разъяснения населению страны преимуществ перехода на евро правительство Латвии организовало в 2013 г. дорогостоящую информационную кампанию. Со страниц газет и экранов телевизоров чиновники и эксперты убеждали жителей Латвии, что введение евро будет способствовать экономическому развитию страны. «Государство обретёт более высокий кредитный рейтинг, более дешёвые кредиты, новые инвестиции и финансовую помощь от Европейского стабилизационного механизма. Двигаясь в сторону евро, Латвия приведёт в порядок экономику, обеспечив ей основу для стабильного роста. К тому же, с евро мы станем богаче как страна, а жители Латвии ощутят это с увеличением числа рабочих мест» - заявлял тогдашний министр финансов Андрис Вилкс.
Сейчас, через год после введения евро, ясно, что бóльшая часть этих обещаний так и осталась не выполненной.
По данным Банка Латвии, за три квартала 2014 года прямые зарубежные инвестиции в экономику страны выросли лишь на 166 млн. евро, что составило 1,4%. Также, по подсчетам Банка Латвии, рост ВВП в 2014 году составил лишь 2,9%, тогда как ещё в середине года эти прогнозы были куда оптимистичнее - 3,3%. Более того, рост экономики Латвии демонстрирует устойчивую тенденцию к ослаблению уже на протяжении пяти лет. Так и в 2015 году ВВП, по различным прогнозам, увеличится только на 2,7%. И о каком росте экономики Латвии благодаря введению евро можно говорить?
Переход на евро также не способствовал притоку дешёвых кредитов, несмотря на обещания Андриса Вилкса.
По информации Комиссии рынка финансов и капитала, за 11 месяцев 2014 года общий кредитный портфель банковского сектора составил 15 млрд евро, что на 694 млн или 4,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Так же обстоят дела и с увеличением количества рабочих мест. По данным Государственного агентства занятости, уровень безработицы в Латвии нисколько не уменьшился: на конец декабря 2014 года он составлял 8,5%, оставаясь примерно на таком же уровне, на каком и был год назад.
Невыполнение обещаний, данных чиновниками, сказалось и на отношении к новой валюте среди населения. По данным Центра исследований SKDS большинство жителей Латвии видят во введении евро больше минусов, чем плюсов. Лишь 8% опрошенных не почувствовало никаких существенных потерь, в то время как 68% респондентов считают, что при переходе на евро была потеряна своя национальная валюта, которая была частью государственной идентичности. 49% придерживаются мнения, что введение евро способствовало удорожанию жизни, а 36% - что это привело к снижению независимости государства.
Говоря о положительном эффекте введения евро, 41% респондентов нашли в этом для себя определённые удобства - не нужно держать несколько счетов, не нужно менять валюту при путешествии, а также не нужно пересчитывать цены, находясь в других странах еврозоны. Также 39% посчитали, что благодаря введению евро им не нужно больше платить за конвертацию валют, а 28% увидели в этом ещё более тесную интеграцию в Евросоюз. В то же время 34% опрошенных не заметили во введении евро для себя ничего хорошего.
Также, по мнению абсолютного большинства опрошенных, вопреки официальной статистике переход на евро принёс резкое повышение цен.
Для 50% опрошенных цены на товары и услуги значительно выросли, а для 41% респондентов - немного выросли. Не увидели повышения цен лишь 7% респондентов. Однако, согласно данным Центрального статистического управления, за минувший год цены в Латвии на большинство товаров и услуг практически не выросли - годовая инфляция составила всего лишь 0,6%. Данное противоречие объясняется тем, что для большого количества населения Латвии первичные статьи расходов всё ещё составляют оплата счетов за квартиру и покупка продуктов питания. Любое, даже самое незначительное повышение цен в этих сегментах, ведёт к существенному удорожанию жизни, что и ощутили на себе жители страны.
Кроме этого, на протяжении почти года наблюдается падение евро по отношению к доллару. Если в начале марта 2014 года один евро стоил $1,39, то сейчас - лишь 1,13. Дальнейшее падение евро в долгосрочной перспективе может привести к росту внешнего долга Латвии на 400-500 миллионов евро. Дело в том, что еще в 2012 году правительство Латвии под руководством Валдиса Домбровскиса и министра финансов Андриса Вилкса приняло решение выпустить облигации на сумму более двух миллиардов долларов США. Срок погашения данных долговых обязательств составлял пять и семь лет, по фиксированной процентной ставке 5,25% и 2,75% в год.
При выпуске данных облигаций в евро их рентабельность оказалась бы примерно на 1% выше. Кроме того, принимая во внимание привязку лата к евро, и то, что все латвийские обязательства перед кредиторами были номинированы в этой валюте, правительство пошло на очень большой риск, выпуская облигации в долларах. О том, что решение правительства может принести огромные убытки, эксперты предупреждали заранее. Главный аналитик банка ABLV Леонид Альшанский прокомментировал идею министра финансов так: «Если в ближайшие пять лет доллар укрепится по отношению к евро, возможно, государству придётся отдавать сумму в латах на 20-30% больше, чем та, которую заняли». Прогноз оказался пророческим.
Всё это свидетельствует об одном: латвийское правительство, взяв курс на введение евро, совершенно не приняло во внимание возможные риски.
Нынешние экономические проблемы, сотрясающие Грецию, вполне могут привести к её выходу из еврозоны, что однозначно приведёт к ещё большему ослаблению евро и к неминуемому увеличению внешнего долга Латвии. Поэтому не исключено, что при кризисе в еврозоне для Латвии будет выгоднее покинуть ее, чтобы не платить по долгам всё увеличивающуюся сумму. Народ к этому готов - лишь 28% населения уверены, что смен валют в Латвии больше не будет, остальные же не исключают такую возможность.