Франция всё-таки передаст России
вертолётоносец «Мистраль» - церемония передачи запланирована на 4 ноября. Попытки сорвать сделку по продаже «Мистралей», предпринимавшиеся в Европарламенте, провалились; это поражение для Литвы и её молодого евродепутата Габриэлюса Ландсбергиса.
Россия и Франция объявили о заключении соглашения о строительстве двух вертолётоносцев «Мистраль» на французской верфи в конце 2010 года. Согласно контракту, первый корабль типа «Мистраль» должен был быть построен в течение 36 месяцев после прохождения первого авансового платежа, второй корабль - в течение 48 месяцев. Россия приобретала вертолётоносцы со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую навигацию, однако вооружение и вертолёты на корабле оставались российскими. В свою очередь Франция в процессе строительства передавала российской стороне все интересовавшие её технологии.
Целесообразность сделки по «Мистралям» с самого начала была поставлена под сомнение: в России споры велись как о том, нужны ли в принципе в современных условиях вооружения типа «Мистралей», так и о том, зачем покупать вертолётоносцы у французов вместо того, чтобы поддерживать свою военную промышленность.
«Россия пошла навстречу Франции и заказала «Мистраль» не потому, что он ей нужен, - он России, по большому счёту, не нужен. Это был широкий жест, который сделал президент России Дмитрий Медведев президенту Франции Николя Саркози, который избирался на второй срок, поддержав французские судостроительные верфи», - прокомментировал RuBaltic.Ru покупку Россией вертолётоносцев военный обозреватель ТАСС - полковник в отставке Виктор Литовкин.
В принципиально новом аспекте тема «Мистралей» зазвучала весной этого года.
Североамериканские и восточноевропейские союзники Франции по НАТО развернули мощную пропагандистскую и дипломатическую кампанию с целью не дать Парижу поставить России уже построенный «Мистраль».
Операция по срыву передачи России десантного корабля-вертолётоносца стала политическим «боевым крещением» для 32-летнего Габриэлюса Ландсбергиса, в мае этого года прошедшего в Европарламент от Литвы «по дедушкиному пенсионному удостоверению». Чтобы доказать окружающим, что он внук Витаутаса Ландсбергиса не только по крови, но и по духу, Ландсбергис-младший впервые проявил себя в кресле европарламентария в фирменном дедушкином (шире - прибалтийском) стиле: попытался создать проблемы для России и имеющей наглость с ней сотрудничать «старой Европы». Габриэлюс Ландсбергис от имени европейских правых предложил государствам - членам ЕС выкупить у Франции корабли-доки.
Инициатива Ландсбергиса-младшего была лишь одним из эпизодов системного давления евроатлантических «ястребов» на Париж. К началу осени сложилось впечатление, что это давление всё же делает свое дело: 3 сентября Франция предупредила о возможной приостановке поставки в Россию первого вертолётоносца класса «Мистраль» - «Владивостока». В качестве причины были названы действия России в конфликте на востоке Украины. В администрации президента Франсуа Олланда подчеркнули, что от контракта французская сторона отказываться не намерена, но в случае дальнейших осложнений с политическим урегулированием на востоке Украины поставка вертолётоносцев будет отложена.
«Если Париж отказывается от «Мистралей», то придётся возместить указанную в контракте стоимость (а это миллиард с лишним евро) и ещё платить штрафные санкции: там вроде бы по контракту полагается 100 тысяч евро за каждый день задержки. У Парижа нет таких денег, чтобы платить эти штрафные санкции и возвращать России сумму по контракту, - говорит Виктор Литовкин, - поэтому во Франции прекрасно понимали, что рано или поздно «Мистраль» придётся отдать. Если бы было решено окончательно и бесповоротно не отдавать «Мистраль» России, то российские моряки, которые все эти месяцы проходили во Франции практику управления этим кораблём, давно бы уже сели в свой пароход «Смольный» и вернулись бы в Кронштадт. Так что эта политиканская игра не имела ни единого практического результата».
В итоге первый «Мистраль» будет передан Францией России 4 ноября - согласно подписанному контракту.
«К сожалению, французы сыграли очень хитро, а Путин отметит двойную победу: получает корабль и сохраняет украинские территории», - заявил по этому поводу инициативный Габриэлюс Ландсбергис. По словам европарламентария, Литва сделала всё, что могла, чтобы остановить сделку, и всё же литовцам не удалось сломить французский прагматизм.
Очень характерно, что главным врагом литовских внешнеполитических усилий Ландсбергисом-младшим был назван прагматизм. Не дано французскому руководству понять то, что понимают все прибалтийские политики: с Россией никогда нельзя иметь никаких дел, а ради разрыва торгово-экономических связей с нею никаких денег не жалко.
Впрочем, не только французскому: в государствах - членах Евросоюза тоже без энтузиазма отнеслись к идее внука dedule Ландсбергиса выкупить «Мистрали» хотя бы в складчину, лишь бы те не доставались России. И даже не потому, что тогда бы они не достались никому, - ведь эти корабли-доки строились под стандарты российского ВМФ, а вовсе не НАТО. И не потому, что у тех немногих стран, которым могли бы пригодиться подобные корабли, они и так уже есть, а остальным они просто не нужны: «Мистраль» не пользуется популярностью на рынке вооружений.
А просто потому, что в любой нормальной стране в Европе немыслима такая постановка вопроса: выкупить за любую цену вопреки любой необходимости, лишь бы не доставалось России.
Но если это нужно Литве, то пожалуйста: миллиард евро единовременным платежом плюс ежедневные 100 тысяч за каждый день просрочки. Как ни странно, подобного предложения от этой «купающейся в деньгах, богатейшей страны» Франция так и не услышала. А сама почему-то эти деньги платить не захотела.
Источник: Аналитический портал RuBaltic.Ru