Про бюрократизм в фэнтези

Jan 28, 2009 01:43

Нашёл в сети любопытную статью российского фантаста Леонида Каганова. Хоть и не сильно свежая, размещаю её у себя с небольшими сокращениями. Ибо нахожу её познавательной.

Оказывается, пока мы ругались со старухой Ягой, катали колобков, сажали репу, били золотые яйца, осуждали злых мачех и провожали девочек через дремучие леса, полные одиноких волков и медвежьих семейств, корейские сказочники повествовали детям об увлекательной сдаче экзаменов на государственный чин. Возможно, в их сказках тоже участвовали злые и добрые духи, говорящие звери и прочие сказочные чудеса, но сюжет их строился вокруг казенных государственных мероприятий. И дети, выходит, слушали, затаив дыхание!

Почему? Что за странные корейские дети? Ответ прост. Корея - одно из немногих государств, чей официальный возраст как государства около 4 тысяч лет. Четыре тысячи лет государственному укладу! Разумеется, за это время там сложился сложный чиновничий аппарат и бюрократические традиции. Поэтому сдача экзаменов смогла оказаться популярной темой народных сказок.

Но довольно предисловий. На днях я наконец посмотрел один из фильмов про Гарри Поттера. Не важно какой. И книг я тоже не читал. И впечатления мои о фильме тоже не имеют особого значения - и без меня о нем миллионы людей уже высказали весь спектр личных мнений от восторгов до ругани.

Мы же посмотрим на явление с других, более абстрактных позиций. Сам жанр Гарри Поттера - это сказка. И я бы уточнил так: канцелярское фэнтези. Потому что, не смотря на сказочный антураж, в центре сюжета - интриги разного рода чиновников, которые борются за власть в неком магическом учреждении государственного уровня. И в результате этой жестокой борьбы всякие приключения, лишения и тяготы ложатся на плечи главного героя - юношу молодого, неопытного, который прибыл в эту канцелярию фактически для сдачи экзаменов. Но оказался замешан в цепи мистических обстоятельств, из которых выходит с честью по двум причинам. Во-первых, потому что юноша силен духом. Пусть не выделяется среди прочих излишне глубоким умом (хотя на редкость сообразителен в трудных ситуациях), не отличается излишней физической силой и знаниями, но уж чего не отнять - так это силы духа и чести. Таков наш герой. И вторая причина его успеха - ему в самый последний момент удачно помогают могущественные учителя (из добрых), порой даже не вмешиваясь лично, а посылая знаки и подсказки. Все вышесказанное - шаблон современной сказки, канцелярского фэнтези.

Это все о Гарри Поттере? Отнюдь. Я описываю сейчас сам жанр, рассуждаю о типичных веяниях в современной сказке. Нетрудно догадаться, что к жанру канцелярской фэнтези относится и множество других произведений - от Понедельник начинается в субботу (в особенности Сказка о тройке ) и до знаменитых Дозоров . И многое другое.

Помимо того, что все они - безусловные хиты читательского внимания, всех их объединяет сюжетный стержень: молодой человек (возраст зависит от того, каким автор представляет своего читателя) жил как примитивный обыватель, пока не поехал сдавать экзамены (учиться, стажироваться, проходить практику, взят на испытательный срок) в волшебную чиновничью организацию. Отныне вся его жизнь превратилась в увлекательный турнир по выживанию в шторме страстей, вызванных мистическими происшествиями в общественной жизни учреждения. Либо - кознями высших чинов.

Что сказать? Это - эволюционная неизбжность. Современная европейская культура наконец развилась до состояния тысячелетней корейской, когда центральное место в умах заняли не чащи и репки, а повседневная государственность. Большая часть населения, читающего книги, давно уже занята не рыбной ловлей, не земледелием и не мануфактурами, а участием в разных социальных играх, службой в учреждениях и офисах. И героем сегодняшней сказки неизбежно стал Юноша-Сдающий-Экзамены.

При этом социальный заказ на волшебство и приключения никуда не делся - он ровно такой, каким был последние тысячи лет, поскольку его диктует напрямую человеческая природа. Меняются лишь условиях жизни. Сегодня это - учреждение.

И к соцзаказу на магию добавился соцзаказ на сказки, в которых говорится про канцелярии, офисы, экзамены, карьерные интриги, подковерные битвы, рокировки должностей, ответственные поручения и разносы строгого начальства.

Это - жизнь. Она эволюционирует. Ждите: еще лет двадцать, и мы увидим в сказках не офис образца середины 20 века и не школу на манер католической, а современные офисные реалии. Это будут сказки про магические мозговые штурмы, придумывание волшебных слоганов и логотипов, брендинг и ребрендинг, и маркетинг волшебных товаров широкого спроса. И конечно же большое место в сказках будущего начнет уделяться волшебному судопроизводству и магической налоговой отчетности.

Ну что тут ещё добавить... Брендинг и ребрендинг - это, наверное, уже перебор. Детям такая тема сто лет не упала. Вот про школу, как в "Гарри Поттере", им интересно будет читать и полвека спустя. Но наметившаяся тенденция в эволюции фэнтэзи Кагановым метко подмечена. Общественные институты всё чаще становятся основным фоном и местом действия в этом жанре. А мускулистые варвары, бодрыми козликами скачущие по горам и пустыням, постепенно отходят если не в прошлое, то на второй план. "Гарри Поттер" тут далеко не самая первая ласточка, просто самая заметная. Блестящим образчиком "канцелярского фэнтэзи" можно считать "Дело о свалке токсических заклинаний" Гарри Тертлдава. Там главный герой - государственный чиновник, работающий в экологическом депатаменте. Только отходами он ведает не технологическими, а магическими. Вся книга целиком и полностью суровым будням его нелёгкой службы. Проверки, инспекции, составление отчётов... А сам он даже колдовать не умеет!
И таких примеров - масса!

фэнтези, литература, фантастика

Previous post Next post
Up