Назгулы в Полоцком княжестве

Jan 12, 2010 09:03

Навеяно постом френда про Дикую Охоту. Есть у скандинавов, немцев и прочих бриттов много легенд о призрачных всадниках со сворой собак, которые по ночам рассекают по улицам городов и весей. Согласно скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носится по земле, собирая души людей. Если кто-либо встретится с ним, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет. Немецкие призраки наказывают порочных и ленивых. Если оставить пищу перед дверями дома, то призраки съедят её, но пища снова появится перед тем, как кавалькада духов двинется дальше. Считалось, что некрещёные умершие, особенно дети, становились забавой для собак Дикой Охоты, которые гнали их в ад. Образ толкиеновских назгулов, кстати, навеян одной из британских легенд о всадниках-мертвецах. Так вот, про эту Дикую Охоту читайте у френда, а у меня немножко о другом, но о похожем.



Публиковал я как-то в одной газете статью про весьма любопытную запись в древнерусской летописи. На полном серьёзе там рассказывалась о разгуле назгулов в славном Полоцком княжестве. Привожу здесь текст статьи с незначительными правками:

"В киевской летописи есть сообщение о некоем аномальном явлении, произошедшем в Полоцке в 1092 г. Впоследствии эта история была занесена и в другие летописи, в том числе в Ипатьевскую, Густынскую и Радзивилловскую. Существует даже несколько её колоритных вариантов. Наиболее полно она изложена в Тверской, где озаглавлена: “Об устрашениях и мечтах бесовских в Полотску при князе Всеславе”. От её описания волосы дыбом становятся. Она излагается в ней так:

“В Полоцке стало совсем плохо. Ночью на городских улицах слышались как бы стоны людские, топот и ржание конское. Это бродила по городу дьявольская сила. Хоть никто из полочан своими глазами не видел, что происходило, но каждый, кто из любопытства выходил из своих хором или только просто слегка приоткрывал окно, быстро умирал, незримо уколотый раной от бесов Когда же полочане перестали выходить ночью из своих хором, действие дьявольской силы стало происходить днём. Среди стонов, плача, топота умирали люди Полоцка и волости. Как будто бы целая армия бесов скакала по земле на конях своих, невидимые для глаз людских, оставляя после себя только следы от конских копыт... А всё это началось в Друцке.”

Просто жуть! Прям разгул назгулов из знаменитого толкиеновского “Властелина колец”! Но если серьёзно: что бы это могло быть на самом деле?



Прежде всего, стоит заметить, что это событие произошло в княжение Всеслава Брячиславовича, прозванного Чародеем (правил в 1044 - 1101 гг.). Он правил Полоцким княжеством достаточно гордо и независимо, свою политику с Великим князем Киевским никак не согласовывая. Естественно, последнего это не очень воодушевляло, поэтому между Киевом и Полоцком то и дело вспыхивали вооружённые конфликты. И как следствие - битва на Немиге в 1067 г., сожжение Владимиром Мономахом Менска (старое название Минска) в 1084 г. и т. д.

Противостояние было и на идеологическом поприще. От рождения у князя Всеслава на голове было родимое пятно - рядовое, достаточно, явление, но оно дало повод киевским политикам распространять по Руси слухи, что это - печать Сатаны и что сам Всеслав зачат от волхвования. Мол, он чёрной магией на досуге занимается и вообще - нехристь, которых ещё поискать надо. (Собственно, от этих слухов и пошло его прозвище - Чародей.) Поэтому неудивительно, что некое событие, взбудоражившее Полоцк в 1092 г. получило от киевских летописцев такую мистическую окраску - для очернения противника все средства хороши. Дескать, смотрите - над Полоцком висит проклятие, и в этом виноват её правитель!



Это не назгул! Это Всеслав Чародей.
Что касается князя Всеслава, то в его лояльности к христианству сегодня историки не сомневаются. Достаточно упомянуть только, что именно на его деньги была возведён Софийский собор в Полоцке, по красоте и великолепию не уступавший новгородской и киевской Софиям. Но это сообщение лишний раз доказывает, что “нехристей” в Полоцком княжестве (как, впрочем, и на всей Руси) в XI в. действительно было очень много. И вполне может быть, что Всеслав не боролся язычеством, мудро делая ставку не на единоверие, а на толерантность. Впрочем, это только предположение.

К сожалению, Полоцкая летопись погибла, и единственный источник информации об этом событии - тенденциозная “Повесть временных лет”, написанная враждебными Полоцку людьми. Поэтому что на самом деле там произошло - остаётся только предполагать. Однако, некоторые факты позволяют строить кое-какие догадки. В 1090 г. в Киеве вспыхнула эпидемия чумы, через некоторое время НЕЧТО начало твориться в Друцке, а в 1092 г. перекинулось на Полоцк и его округу. Вполне вероятно, что всё это - звенья одной цепи. В то время в Друцке размещался один из крупнейших невольничьих рынков на Руси, и поэтому, хоть он и был провинциальным городком, в нём всегда было довольно людно. Так что неудивительно, что зараза из Киева попала в Полоцк именно через Друцк. А потом она просто благодаря усилиям киевских писак приобрела фантастические очертания. “...Каждый, кто из любопытства выходил из своих хором или только просто слегка приоткрывал окно, быстро умирал... Когда же полочане перестали выходить ночью из своих хором, действие дьявольской силы стало происходить днём”. Если очистить это описание от “бесовской” шелухи, то получается типичная картина чумной эпидемии - вначале люди подхватывали болезнь на улицах, затем они перестали выходить из своих домов, но заражённые родственники и неубранные трупы продолжали разносить инфекцию."

В заключение добавлю, что во всей этой истории наверняка не обошлось без влияния мифов о Дикой Охоте. По Днепру тогда вовсю гойсали туда-сюда скандинавские купцы и наёмники, путешествуя по знаменитому пути "из варяг в греки". В городских забегаловках они обменивались с местными жителями не только товарами и зуботычинами, но также делились всякими новостями и слухами из ближайших земель, рассказывали байки собственного сочинения и из своего национального фольклора. А иногда просто смешивали всё это вместе! Так что если отбросить теорию заговора, то вполне возможно, что изначально эта история была рассказана просто... just for fun!

ужасы, история, Средневековье, Беларусь

Previous post Next post
Up