Впечатления от "Юзерпика"

Dec 23, 2009 10:12

Посмотрел недавно фильм, которого с нетерпением ожидало всё прогрессивное мировое сообщество вот уже несколько лет. Специально для этой картины по всему миру возводились сотни 3D-кинотеатров, а поклонники зрелищной научной фантастики грызли ногти и зачёркивали дни в календаре, ожидая премьеры. У руля проекта стоял легендарный Джеймс Кэмерон, послужной список которого говорит сам за себя. Речь идёт, конечно же, об "Аватаре", от которого у вас, наверное, и так уже трещит френдлента. Но извините, просто не могу молчать! Душа желает высказаться!

Фильмы Кэмерона всегда крутятся вокруг какой-то одной идеи, которая сама по себе может быть и не блещет оригинальностью, но подаётся под таким вкусным соусом, что просто ах! В "Чужих" в центре внимания были монстры, которые всех жрали, в "Терминаторах" - киборги, которые всех убивали, в "Титанике" - корабль, который взял и утонул. Идея "Аватара" заключена в рекламном слогане фильма - "Это новый мир". Нарисовать на компьютере целый мир, запихнуть в него нарисованные на компьютере растения и заселить его нарисованными на компьютере зверями да аборигенами и обьявить это революцией в кино - таков был хитрый план Кэмерона по сравнительно честному отъёму денег у населения. И обещание своё он сдержал - новый мир создал, но вот вот называть революцией сей богоравный поступок я бы поостерёгся.



Планета Пандора и в самом деле просто невероятно красива! А её флора и фауна выполнены настолько реалистично, что кажется будто они существуют на самом деле. Местами "Аватар" напомимнает художественный вариант документалок "Прогулки с динозаврами" от BBC и "Чужая планета" от Discovery Channel. Во время просмотра время от времени не покидала мысль, что очень уж хочется поставить на паузу и скриншотить, скриншотить, скриншотить... Возможно, во время просмотра трейлера вам покажется, что некоторые объекты слишком уж мультяшные. Отвестственно заявляю - в 2D-версии никакой мультяшности нет и в помине! Всё выглядит предельно кинематографично, в трейлер просто зачем-то запихнули кадры из 3D-версии фильма.





Разумные обитатели Пандоры называются На'Ви, имеют эльфоподобную внешность (заостренные ушки инклудид!), живут на деревьях, ловко обращаются с луками и практикуют тесную половую связь с природой. Для полного сходства с ночными эльфами из WarCraft III не хватает разве что только увлечения боевой магией. В фильме их тоже представляют 3D-модели, причём проработанные так великолепно, что кажутся полноценными цифровыми актёрами. Их физиономии в состоянии передать чуть ли не всю гамму человеческих эмоций. Синерожие обладают определённым обаянием, так что ждём очередной волны эльфомании. Кстати, на этом сайте имеется забавный генератор лиц в стиле На'Ви. Загружаете на него свою фотку, и получаете взамен такую же, только полностью синюшную.





На фоне тотального буйства красок и умопомрачительных пейзажей Пандоры, на которые смотришь буквально выпучив глаза, Кэмерону невольно прощаешь откровенную вторичность сюжета. Знатоки литературы и кино с ходу назовут с десяток источников, с которыми история "Аватара" вызывает стойкое чувство дежа вю. Среди источников вдохновения Джеймса Кэмерона называют: фантастические книги "Зовите меня Джо" Пола Андерсона, "Джон Картер с Марса" Эдгара Берроуза, "Дюну" Фрэнка Герберта, "Lovers" Филипа Фармера. Похожие мотивы нашли ещё в куче книг, причём даже у Стругацких. Ассоциативный ряд в кинематографе также немал: "Танцы с волками" с Кевином Костнером, "Последний Самурай" с Ричардом Гиром, мультфильмы "Долина Папоротников" и "Покахонтас"... Ещё он люто, бешенно напоминает "День Независимости", только в роли злых захватчиков на этот раз выступают люди. Сам Кэмерон охарактеризовал "Аватар" как "фантастическую историю, происходящую на другой планете через двести лет" и "старомодное приключение в джунглях с экологическим подтекстом, выходящее на мифический уровень повествования". Но как его не назови, сценарий всё равно проработан до мелочей, а сюжет подан так, что не даст заскучать на протяжении практически трёхчасового хронометража. В конце концов, к вечным ценностям, вроде Любви, Дружбы и Взаимовыручки, матёрым фантастам тоже не грех обращаться время от времени!

Экшен-сцены выполнены на твёрдую пятёрку. Особенно с участием шагохода а ля Дредноут из Warhammer 40k. Впрочем, на мордобое режиссёр особенно не акцентировал внимания, уделив выяснению отношений между человеками и аборигенами Пандоры не более получаса. Хотя бабахает и взрывается в эти моменты всё отменно. Любители пострелушек, рукоприкладства и наземных/воздушных баталий останутся довольны. А вот лав-линия как-то не особо впечатляет. Ну не получается у меня сопереживать цифровым персонажам и всё тут!



А исчо "Аватар" - крепкий научно-фантастический фильм, при работе над которым Кэмерон консультировался с кучей специалистов, включая военных экспертов, биологов и лингвистов. Каждый цветок или животинка Пандора создавались не пор принципу "лишь бы красиво", а строго в соответствии с консультациями учёных. Чай, не фэнтэзи же ж!

Об актёрах: Сэм Уортингтон жжёт, Сигурни Уивер всё та же гром-баба, Стивен Лэнг харизматичен и суров, а Мишель Родригес тоже жжёт, но реже появляется в кадре.





И всё же - почему не революция? Да потому что всё это мы уже видели. Не в таких количествах, правда, и не так красиво, но видели. Моду на цифровых персонажей задал Питер Джексон со своим Голлумом. (Кстати, этого кривляку в "Аватаре" никто так и не перекривлял.) Реалистично, эпично и с размахом вкраплять компьютерную графику в визуальный ряд тоже начал ПиДжей. Кэмерон же просто агрегировал все самые лучшие достижения, произошедшие в области компьютерной графики за последние 20 лет и на их основе сваял собственный мир. Будут ли подражать его примеру всякие Бэи с Эммерихами, заботливо вытачивать каждую травинку и сто раз консультироваться с кучей экспертов? Сомневаюсь. "Аватар" - это наивысший виток технической эволюции кино, недосягаемый пик и образец для подражания. Но новые горизонты он вряд ли откроет.

Впрочем, утверждать, что работая над Пандорой Кэмерон достиг потолка технических возможностей и выжал из компьютерной анимации всё, что можно, тоже неправильно. Тут ещё есть куда расти. В частности, я обратил внимание, что все представители фауны Пандоры сплошь гладкокожие. А волосы на головах На'Ви либо собраны в пучок, либо заплетены в косички, либо висят космами. Почему синекожие не любят пышные шевелюры, а у зверушек отсутствует шерсть? Да потому что волосы и мех сложнее просчитывать на компьютере. Хотя пример второго фильма из цикла "Сумерек", где присутствуют весьма эффектные компьютерные оборотни с густой шерстью демонстрирует нам, что в кино такие технологии уже начали эксплуатировать, причём успешно.

Хотя, собственно, чего это я разворчался? В конце концов "Аватар" - это просто классный зрелищный фильм, равного которому давно уже не выходило. Обязательно куплю его в лицухе и в 3D ещё посмотрю. У нас как раз в январе цифровой кинотеатр открывается.

кинематограф, фантастика

Previous post Next post
Up