Третьего дня посмотрел картину Павла Лунгина "Царь". Cходить на это кино меня сподвигла моя традиционная слабость к историческим фильмам. Внушал оптимизм актёрский состав - Мамонов, Янковский, Охлобыстин, Домогаров. В сценаристах значится Алексей Иванов, толковый писатель - это вам не Ариф Азиев какой-нибудь! Да и отзывы на него буквально со всех сторон поступали хорошие. Гневно возмущались по-моему только лишь "поцреоты" да те, кому не понравилась мрачность и суровость фильма. Равнодушных было мало. Следовательно, подумал я, кино как минимум удалось, зацепило людей, ибо на ни рыбо ни мясо точно таких же и отзывов приходится довольно много.
"Царь" умудрился одновременно меня порадовать и разочаровать. Впрочем нет, порадовал он меня больше, чем разочаровал. Не понравилось, что фильм получился не совсем исторический. Дело не в том, что многое из того, что было показано происходило несколько не так. Упрощения допустимы в исторических фильмах. Ибо чтобы показать все перипетии взаимоотношений Ивана Грозного и митрополита Филиппа двухчасового фильма явно мало. Тут сериал нужен. В подобных картинах важно не точное, занудное воспроизведение всех деталей. В них главное - правильно ухватить и передать суть произошедших в далёком прошлом событий. С этим делом у Лунгина всё в порядке.
У него Иван Грозный показан шизоидно-параноидальным типом, время от времени косящим под Голлума. Он рубит головы боярам направо и налево, везде видит "воровство" да измену и патологически не доверяет людям. При этом печётся о судьбе страны и искренне бьёт поклоны, моля Господа "явить знамение", что поступки его правильны и праведны. Может кому-то это и не нравится, но Иоанн Васильевич действительно таким и был. "Критикующая" братия в один голос возмущается, что этот образ-де однобок, потому что современники часто подчёркивали что он был очень умён и начитан. Да, был. И это абсолютно не мешало ему быть шизиком. А показывать многогранность характера первого русского царя в замысел Лунгина не входило.
В одном из интервью режиссёр говорил, что планировал опровергнуть "Царе" весьма популярный в России миф, что в этой стране порядок можно навести только жёсткой деспотичной рукой. Опровергнуть методом от противного. Что весьма актуально, ибо такие персонажи как Сталин в последнее время начали в ней пользоваться очень уж нездоровым почётом и уважением. Но чтобы обосновать свой тезис, Лунгин выбрал несколько необычную аргументацию. Религиозную.
Царь, несомненно, верующий человек. Но при этом его понимание веры и отношение к подданным очень уж специфическое. Он верит, что "всякая власть от Бога, а кто противится власти - тот Богу противится". Эту гениальную мысль самодержец почерпнул из Библии. Любопытно, что западные мыслители, придумавшие теорию "общественного договора", в своих рассуждениях тоже опирались на Библию. А эта теория гласит, что если правитель - скотина, то его народ может и должен свергнуть. Но это уже совсем другая история. Иван Грозный же, увидел там только то, что ему понравилось, и поэтому все свои поступки считал единственно правильными, даже когда посылал на смерть тысячи людей. "Может я и грешник, как человек, но как царь то я - праведен!"
Но такой стиль управления не угоден Богу, Господь не помогает тиранам. Он отзывается на просьбы блаженной девочки, когда она с помощью иконки обрушает мост, на котором русские сражались с "поляками". (Кстати, иконки - это суперсекретное оружие православной России, не забывайте об этом!) Он посылает благодать митрополиту Филиппу, и с него падают оковы в темнице, а сам митрополит получает дар исцелять больных. Но на просьбы Ивана "явить знамение", он не реагирует. Даже более того, дела в державе идут идут всё хуже и хуже. И даже самые верные и преданные слуги не верят в него. Показателен момент в финале, когда Малюта Скуратов просит Филиппа исцелить его сына, а тот отвечает: "У царя своего чуда попроси". "У него допросишься", - бурчит Малюта. Ну а фраза "Где мой народ?" в самом-самом конце - так и вовсе без комментариев.
Вообще, самый большой недостаток власти Сталин-стайл заключается в том, что нормальные люди оттуда просто выкашиваются. Этот момент в фильме здорово показан. Люди, отягощённые моральными принципами, предпочтут скорее отстраниться, как поступил Иван Колычев или встать в оппозицию, как митрополит Филипп. Но сотрудничать не будут. Но даже если попытаются, то их просто загнобит агрессивное, тупое, злобное, а потому более жизнеспособное окружение. Вот именно поэтому Ивана Грозного и окружают такие люди как отмороженный Басманов, узколобый Скуратов и дебильноватый герой Охлобыстина. А с такими руководящими кадрами страна на всех парах просто летит в пропасть.
Кстати о Скуратове. Очень интересный персонаж, рекомендую присмотреться. Он не злой, совсем не похож на классического злодея, у которого руки по локоть в крови и ему это нравится. Малюта любит сына, и наверняка в повседневной жизни - милейший человек! Он просто трудоголик, который ревностно выполняет приказы. Сказано - выбить признание, вот он и выбивает. Сказано, что боярин изменник, значит изменник, там наверху виднее. Вполне возможно, что Скуратов от пыток даже не получает удовольствия. Вполне возможно, что и в самом деле не для себя, а ради державы старается. Вполне возможно, что он умён, ибо сумел всё-таки взобраться на вершину и свою работу выполняет хорошо. Просто ему не хватает мудрости понять, что то что он делает - пагубно для страны же.
Вот жалко, что таких чисто земных моментов в фильме не очень много, а вся мораль "Царя" в основном строится на религиозном фундаменте. За моменты с иконками и чудесами чешется рука в графу жанр поставить тэг "фэнтэзи". Но кино всё-таки снимал Лунгин, человек верующий, а потому на верующую аудиторию и ориентировался. Просто мне религиозная аргументация несколько параллельна.
В целом, однозначный маст си - для тех кто понимает! Фильм снят в стиле шекспировской трагедии: эпично, драматично, камерно, с размахом. Но батальных сцен нет - тут вам не блокбастер. Да, мрачный, суровый, беременным женщинам и детям лучше не смотреть. Но ведь не про Бэтмэна же, серьёзные вопросы затрагиваются! Актёры играют классно, особенно Мамонов, перевополотившийся в царя. Отсутствие в титрах Хабенского и Гошы Куценко всё-таки говорит о каком-то уровне. Не шедевр - но просто очень хорошее кино. У меня даже появилась надежда на возрождение исторического жанра в России.
P.S. А сторонники канонизации Ивана Грозного получили весьма увесистый камень в свой огород.