И ты, Брут?

Aug 10, 2009 10:53

Если бы кому-нибудь пришло в голову составить рейтинг предателей всех времён и народов, то Марк Юний Брут, возглавивший заговор против Цезаря, наверняка занял бы престижное второе место. После Иуды, конечно же. За две тысячи лет имя Брута стало нарицательным для обозначения вероломного друга. Говорим "Брут", подразумеваем - "подлец" и "подонок". Наиболее ярко такая трактовка его личности выражена в фильме "Астерикс и Обеликс на Олимпийских играх". Там Брут, внешне похожий на Оскара Кучеру, грезит о безграничной власти, измывается над слугами и постоянно пытается грохнуть своего "папашку". В общем, ведёт себя не как римский гражданин, а как мелкий восточный деспот. Но если бы реальный Брут и в самом деле был бы таким моральным уродом, то заговорщики скорее всего грохнули бы его за компанию с Цезарем. Зарезали, забили в сердце осиновый кол, а могилу залили бы бетоном. Чтобы не дай бог не ожил!



Однако на самом деле Марк Юний Брут пользовался в Риме репутацией добродетельного гражданина и просто хорошего человека. Будучи убеждённым республиканцем, он никогда не изменял своим политичеcким деалам. Когда Цезарь со своими галльскими легионами перешёл Рубикон, тем самым  развязав гражданскую войну, Брут принял сторону Помпея. Несмотря на свою личную неприязнь к нему - ведь Помпей  в этой борьбе  воспринимался как защитник Республики, в то время как от Цезаря ожидали монархических замашек. Но после захвата Рима, покоритель Галлии повёл себя на удивление демократично, и поэтому после поражения Помпея в битве при Фарсале, Брут перешёл на сторону Цезаря.  Диктатор принял его весьма тепло, осыпал многочисленными почестями и даже ввёл в правительство. Брут служил Цезарю, расчитывая что сможет  повлиять на него и тем самым предотвратить превращение республики в монархию. Но с каждым годом Цезарь концентрировал в своих руках всё больше и больше власти. Наблюдая за всем этим, Брут впадал во всё большее уныние, однако мысли о тираноубийстве в его голове даже и не возникло. Вместо этого он начал задумываться о том, чтобы покончить с собой.


Возможно так и сделал бы себе  Брут харакири, избегнув клейма подлого предателя. Но ему чертовски не повезло с фамилией! Дело в том, что Марк Юний Брут был однофамильцем Луция Юния Брута, легендарного основателя Римской Республики, который приходился племяником последнему римскому царю Тарквинию Гордому. Согласно преданию, с юных лет он притворялся дурачком, чтобы царь не заподозрил в нём соперника своим сыновьям. Когда же пробил решительный час, Брут отбросил притворство, созвал народ, взобрался на броневик и произнёс обвинительную речь против Тарквиния. Воодушевившись его словами, римляне устроили революцию, прогнали царя и поклялись впредь не терпеть над собой царской власти. Легенды легендами, но в какой-то момент Цезарь стал ассоциироваться с Тарквинием, а Брут - с тем самым Брутом. Его начали призывать к решительным действиям не только друзья, но и многочисленные римские граждане. Однажды ночью неизвестные расписали статую древнего Брута надписями типа: «О, если бы ты был сегодня с нами!» и «Если бы жил Брут!». А судейское возвышение, за которым будущий убийца Цезаря исполнял свои должностные обязанности, однажды оказалось заваленным табличками со словами: «Ты спишь, Брут?» и «Ты не настоящий Брут!» Абсолютные незнакомые люди донимали его анонимными письмами.

Так что фактически Брут поддержал заговор под давлением общественности. Кстати, до того как он вступил в группу Гая Кассия, которому собственно и принадлежала идея свержения диктатора, она не могла похвастаться многочисленностью. И лишь после того, как прошла весть о том, что Брут тоже в деле, ряды заговорщиков начали шириться. Настолько высок был его авторитет среди знатных римлян! Как же, если сам Брут принимает участие, значит дело правое! Вояки из сенаторов были хреновые. Поэтому они решили убить Цезаря навалившись всей толпой и договорились, что каждый нанесёт хотя бы один удар.

Однако 55-летний Цезарь оказался весьма бодрым старикашкой! Несмотря на то, что его обступило более  дюжины заговорщиков, он достаточно долго отбивался от нападавших стилусом (металлической палочкой для письма) и используя свою тогу в качестве щита. Даже умудрился нескольких из них поранить. А может быть в толчее они сами переранили друг друга, есть и такая версия. Но когда взгляд властелина Рима упал на Брута, и с его уст удивлённо сорвалось знаменитое «И ты, Брут?», то он понял, что дальнейшая борьба бесмысленна. И перестал сопротивляться - лишь обессиленно сел, прикрыв голову тогой. Тут-то конец ему и пришёл. Но даже сейчас никто так и не смог нанести смертельный удар - умер Цезарь от потери крови.



Кстати, это миф, что Цезарь был заколот кинжалами. С оружием в здание сената не пускали, поэтому убийцы орудовали тоже стилусами. Достаточно экстравагантная смерть. Это примерно тоже самое, как если бы сегодня кого-нибудь затыкали шариковыми ручками.

С грехом пополам, но диктатора всё же устранили. А вот что делать дальше, заговорщики заранее не продумали. Они рассчитывали, что после гибели тирана Республика возродится сама собой, а их обьявят героями. Но этого не произошло, и республиканцы вынуждены были бежать из Рима, собирать войска для войны с цезарианцами. В 42 г. до н.э., после поражения в битве при Филиппах, Брут бросился на меч. Тем самым оборвав свою жизнь так, как и планировал уже давно.

Так что не был по-большому Марк Юний Брут счёту таким уже злостным предателем. Клятву верности Цезарю никогда не приносил, своему политическому идеалу - Республике - никогда не изменял, даже погиб ради него. Даже как-то странно, что в США его до сих пор не обьявили супергероем и не нарисовали про него комикс. Он же... это... как бы за демократию боролся.

Древний Рим, история, мифы

Previous post Next post
Up