Этот мир принадлежит молодым женщинам. Чтобы убедиться в справедливости данного тезиса, достаточно зайти в почти любой магазин одежды или обуви, посмотреть рекламу по телевизору (даже в перерывах футбольных матчей, если вы понимаете, о чём я) или сравнить количество издаваемых толстых красочных журналов для женщин и мужчин. Отрицать это бессмысленно, бороться с этим опасно. Остаётся только одно: таким положением дел надо пользоваться.
Если подавляющая часть торговли «заточена» на удовлетворение интересов молодых женщин, то лучший способ использовать это - инвестировать в соответствующий сектор. Открыть магазин, даже по франшизе, могут далеко не все, но, скажем, купить акции компаний, производящих одежду, косметику, «здоровое питание» и прочие подобные товары, можно легко и просто. Главное, чтобы на это остались деньги после похода по магазинам. Впрочем, покупать бумаги наобум - лишь бы компания относилась к розничному сектору - не стоит. Надо выбрать лучших, самых перспективных, тех, кто будет много зарабатывать в течение нескольких ближайших лет.
Инвестбанк Goldman Sachs помог страждущим мужчинам (и разумным женщинам) сделать правильный выбор. Совместно с изданием Teen Vogue It girls банкиры провели масштабное исследование, чтобы понять, какие бренды сейчас популярны у «поколения миллениума», то есть девушек и молодых женщин, родившихся в 1980-2000 гг. Ведь именно они определяют покупательское поведение в развитых странах и делают кассу производителям товаров и магазинам. Голдманиты предложили женщинам выбрать лучшие из 350 розничных брендов по нескольким параметрам и на основе полученных ответов отобрали 50 самых известных, привлекательных и перспективных названий. Часть компаний, владеющих этими торговыми марками, торгуется на бирже, поэтому при желании можно собрать «инвестиционный портфель модной девушки» и получить доход от спроса на соответствующие товары.
RUAT публикует список лучших брендов и информацию о стоящих за ними компаниях, а вы можете сделать свой выбор. Заодно люди, далёкие от модных тенденций, с нашей помощью получат отличный материал для поддержания разговора с милыми собеседницами.
Сначала сделаем пару замечаний о самом опросе. Исследование было разбито на две части: отдельно опрашивались читательницы популярного журнала для девушек (1234 респондентки) и стандартная национальная американская выборка по женщинам в возрасте от 13 до 29 лет (1914 респонденток). То есть надо понимать, что рейтинг имеет некоторый перекос в сторону брендов, популярных в США. С другой стороны, американский рынок качественной массовой одежды, обуви, косметики и пр., пожалуй, самый большой в мире и в существенной степени пересекается с европейским рынком. То есть в результатах опроса в любом случае есть определённый смысл даже для жителей Европы или России.
Девушки отвечали на три вопроса: «Знаком ли вам этот бренд?», «Чувствовали бы (чувствуете ли) вы себя хорошо, нося этот бренд?» и «Обсуждаете ли вы этот бренд с другими людьми?». Данные по всем вопросам складывались, после чего выводился средний индекс бренда.
Forever 21
1. Forever 21. Самый популярный бренд: 97,2% опрошенных его знают, 80,5% чувствуют себя в нём круто и 83,1% девушек обсуждает его с подругами.
Forever 21 - это сеть магазинов одежды, присутствующая во многих городах США, а также в Европе, Азии и Южной Америке. Сеть начиналась с одного магазина площадью 84 кв. метра в Лос-Анджелесе, который открыли в 1984 году два корейских эмигранта - муж и жена Чень. Магазин отличался довольно оригинальной идеей: в нём продавалась одежда, популярная в данный момент в Корее, соответственно, и целевой аудиторией были корейцы, жившие в городе. Однако потом ассортимент магазина был расширен. С тех пор говорящие с забавным акцентом корейцы построили ещё несколько сотен магазинов, заработали $5 млрд, порядка 50 раз отвечали на обвинения в плагиате дизайна одежды, проигрывали суды работникам, которым забывали платить зарплату, и создали самый популярный среди молодых женщин Америки бренд.
Интересно, что Чени - истинные христиане, подчёркивающие и пропагандирующие свои взгляды. Вплоть до того, что на пакетах, в которые упаковывается купленная в магазинах сети одежда, написано «John 3:16», то есть ссылка на цитату из Евангелия от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
До сих пор Forever 21 остаётся семейным бизнесом, поэтому купить акции сети, к сожалению, не получится.
L Brands
2 и 3. Victoria's Secret и PINK Victoria's Secret. Самые популярные бренды белья для взрослых и подростков соответственно заняли сразу два высоких места в рейтинге, что подтверждает правильность выбора единого «зонтичного бренда» для обеих линий. Девочки хотят быть «как взрослые», поэтому покупают бельё, которое называется так же, как бельё взрослых женщин, хотя и выглядит иначе. Впрочем, и с внешним видом ситуация постепенно меняется: в марте 2013 года компания выпустила новые модели довольно откровенного белья для девочек, сопровождая из соответствующей рекламной кампанией. Естественно, это вызвало скандал с формальным частичным прекращением продаж и ростом спроса со стороны покупательниц на всю коллекцию. Как и было задумано.
10. Bath & Body Works. Магазины и бренд товаров для ванной. Более 1600 собственных магазинов в США и Канаде, многомиллиардные продажи, 6 млн лайков в Фейсбуке. Широко известен сбоем в компьютерной системе из-за которого некоторое количество клиентов успело заказать свечи (не спрашивайте, какая связь с товарами для помывки) по 25 центов за штуку при намного более высокой обычной цене. Некоторые заказывали ящиками и выкладывали потом видео с этими свечами на Youtube. Американцы, что с них взять.
Бренды Victoria's Secret и Bath & Body Works принадлежат компании L Brands, чьи акции торгуются на Нью-Йоркской бирже под тикером LTD. Капитализация компании, основанной в 1963 году Лесли Векснером, Бэллой Кабаковой и их детьми, сейчас составляет $17 млрд, из которых 17% принадлежит наследникам основателей.
LVMH
4. Sephora. Французская парфюмерно-косметическая сеть, пришедшая в США в 1998 году. Скорее всего, американские подростки знают её по магазинам, расположенным внутри торговых центров J.C.Penney (их там 375 штук), где можно получить консультации по косметике и попробовать товар.
15 и 20. Louis Vuitton и Marc Jacobs - торговые марки предметов роскоши, одежды и аксессуаров. Первая имеет долгую и серьёзную историю, вторая известна с 1990-х.
Холдинг LVMH, контролирующий 45 брендов в основном дорогих товаров (от коньяка через косметику до одежды и часов), торгуется на бирже Euronext в Париже под тикером MC.
Hennes & Mauritz
5. H&M. У шведской компании Hennes & Mauritz в списке 50-ти брендов всего одна позиция, но зато какая! H&M - второй в мире по продажам одёжный ритейлер (после испанского Inditex, более известного как Zara). На третьем месте, кстати, американский GAP, которого в рейтинге нет вообще, девочкам эти магазины не нравятся, в отличие от шведских. В США H&M появился лишь в 2000-м году и на сегодня имеет более двух сотен магазинов. Одежда там относительно дешёвая, но симпатичная.
Акции Hennes & Mauritz торгуются на бирже NASDAQ OMX Nordic, тикер HM B. Компания в основном публичная, хотя с распределением голосов акционеров всё не так просто. Наследник основателя компании Стефан Перссон владеет примерно третью акций, но при этом контролирует большинство голосов. Его состояние оценивается Forbes’ом в $28 млрд.
Nike Inc.
6 и 19. Converse и Nike. Именно в таком порядке: бренд Converse более известен и любим молодыми женщинами в США, чем бренд Nike. Впрочем, компания Nike Inc. вряд ли из-за этого переживает - оба бренда спортивной одежды и обуви принадлежат ей. Что бы покупатель ни выбрал - конверсовскую звезду или найковскую закорючку - деньги он всё равно принесёт акционерам, среди которых едва ли не все инвесткомпании и фонды Америки. Любой желающий может к ним присоединиться, благо акции с тикером NKE свободно торгуются на Нью-Йоркской бирже.
Target Corporation
7. Target. Вторая по размеру сеть дешёвых магазинов в США после Walmart. Бренд появился в 1962 году, а к настоящему времени сеть имеет 1788 магазинов в США и 82 в Канаде. Интересно, что в США остался единственный штат, не охваченный сетью Target - это Вермонт. Магазины с логотипом в виде «бычьего глаза» (центр мишени) есть даже на Аляске и Гавайях, а вот в Вермонте - нет. В Фейсбуке даже есть группа, выдающая себя за общественную организацию, которая на своей странице призывает вермонтовцев позвать Target к себе. Правда, особой популярностью эта группа не пользуется.
Сложно сказать, почему в списке брендов Target есть, а Walmart, например, отсутствует. Наверное, всё дело в имидже.
Как и в случае с Nike, среди акционеров Target много инвесткомпаний и фондов, самый крупный пакет акций принадлежит State Street Corp (меньше 10%). Акции сети торгуются на NYSE с тикером TGT.
Скандальная реклама Urban Outfitters со слоганом "Надо меньше жрать". Ну или почти.
Urban Outfitters, Inc.
8 и 35. Urban Outfitters и Free People. Магазины дурацкой хипстерской и хипповской (соответственно) одежды. Компания постоянно устраивает медиа-скандалы, выпуская неоднозначную рекламу и провокационные коллекции одежды с использованием сексистского, расистского, религиозного и прочего контента. Люди, которые в Urban Outfitters, Inc. отвечают за скандалы, последовательно проходятся по всем чувствительным темам и шумным правозащитным группам, тролля поочерёдно негров, евреев, толстых, индейцев, ирландев и христиан. На очереди - геи, но это дело опасное, можно и попасть. Такая тактика работает - марка всё время на слуху.
Самое смешное, что основатель, совладелец и президент компании Ричард Хейн - 66-летний консервативный республиканец, миллиардер, поддерживавший на выборах Рика Санторума. Стать совладельцем этой весёлой компании просто: её акции торгуются на NASDAQ, называются URBN.
Estée Lauder Companies, Inc.
9 и 41. MAC и Clinique. Косметические бренды Estée Lauder Companies, Inc. Больше тут сказать нечего. Акции Estée Lauder можно купить на NYSE, тикер EL.
L'Oréal Group
11, 16 и 37. Maybelline, Essie и Urban Decay. Снова косметика, на этот раз от L'Oréal Group. С первым брендом, скорее всего, все знакомы, второй - средства по уходу за ногтями, а вот с третьим история более интересная. Urban Decay изначально был почти политическим брендом: основатели одноимённой компании заявляли, что вещества, используемые в производстве косметики, не испытываются на животных, а конечный продукт полностью соответствует правилам жизни веганов. На каждый товар компания имела сертификат от эко-террористов из организации PETA. Причём однажды интересы бизнеса вошли в противоречие с принципами: Urban Decay вышла на рынок Китая, несмотря на то, что в этой дикой стране всё ещё испытывают косметику на животных. PETA отозвала свой сертификат, после чего компания закрыла бизнес в Китае. Urban Decay несколько раз меняла хозяев и с ноября 2012 года принадлежит L'Oréal Group. Акции L'Oréal доступны на Euronext под тикером OR.
Как показывает таблица, которую мы приводим ниже, подавляющее большинство брендов из «девичьего списка» принадлежит компаниям, торгующимся на бирже. А значит, инвестор может собрать портфель из этих брендов. Главное - понимать, что эти инвестиции рассчитаны на несколько лет и вряд ли принесут какую-то гигантскую прибыль. Зато в росте цен акций можно быть уверенным: молодые женщины обеспечат высокий спрос на продукцию этих компаний.
Полная таблица брендов и компаний