Начало Автор: Николас Карлсон
Перевод: Светлана Бороздина, специально для RUAT
Источник:
businessinsider.com Ни один отдел в Yahoo Майер не посадила на более короткий поводок, чем самых важных в компании людей - отдел разработки, в котором сотни сотрудников занимались придумыванием, непосредственным написанием, дизайном пользовательских приложений и выпуском обновлений для них. Отношения этого отдела с новым СЕО хорошо описывает следующая история. Во вторник, 11 декабря 2012 года Марисса Майер написала пост в корпоративный блог, анонсируя выпуск новой версии почтовой программы Yahoo Mail для Сети, операционной системы Windows 8, iPhone и мобильных устройств на платформе Android.
Это было по-настоящему крупное событие для нового Yahoo. Ни один из выпускаемых компанией продуктов, за исключением, быть может, главной страницы Yahoo, не обладает для нее таким значением, как почта. И в основном именно из-за нее на Yahoo.com заходят 700 млн посетителей. Но даже и этот сервис тоже в последние годы хотя и медленно, но терял аудиторию. «Электронная почта - элементарная повседневная привычка», - написала тогда Марисса Майер в своем посте. - «Часто именно ее первым делом проверяем по утрам, когда просыпаемся, и последней проверяем вечером, когда идем спать».
За три месяца до того, как эти слова были опубликованы в интернете, Майер проводила совещание. За огромным столом в одном из больших, традиционно оформленных залов заседания в Yahoo вместе с ней находились примерно тридцать дизайнеров, менеджеров и программистов. Майер говорила. Быстро, как всегда. И по мере того, как она говорила, двое из присутствовавших в зале быстро печатали на своих компьютерах, дословно записывая в Google Docs то, что она говорила. Они очень старались уловить нить ее рассуждений. Эти тридцать человек последний месяц собирались на совещания по три раза в неделю и уже успели превратить зал заседаний в подобие дизайнерского бюро. С одной стороны комнаты был ряд окон, с другой были подвешены к потолку проекторы, которые проецировали на стену таблицы. Между проекторами стояли около двадцати или тридцати досок, на которых кнопками было пришпилено куча заметок с идеями того, как должна выглядеть в будущем главная страница сайта Yahoo или новый почтовый сервис компании.
Все присутствующие тридцать человек с ужасом вспоминали, насколько ужасно прошло их первое совещание с Майер. Все дело в том, что многие годы подряд Yahoo была компанией, в которой исполнительный директор сидел где-то высоко наверху и занимался только стратегией в широком смысле, раздавая указания дизайнерам, программистам и прочим подразделениям через начальников групп. Майер же вела себя принципиально иначе. «Она заявилась и сразу заявила: «Да, да, да. К этому перейдем потом. Давайте сначала поймем, что у нас действительно работает», - вспоминает один из участников этих совещаний.
По его словам, к работе при таком уровне напряжения и контроля со стороны СЕО никто из сотрудников не привык. Майер же с самого обрушила на их головы кучу идей, больших и малых, относительно того, как могли бы выглядеть новые приложения, которые будет выпускать Yahoo, и все это было ей изложено в быстром темпе, буквально в течение минуты. Она продемонстрировала глубочайшее внимание к малейшим деталям. И в конце концов присутствующие в комнате, поняв, что не успевают за скоростью и потоком мысли нового СЕО, выделили из из своих рядов двух «стенографистов», которым было поручено записывать все, что она говорит. Позже эти записи расшифровывались и разбирались - только так группе удавалось выделить в отдельные пункты все замечания и предложения, которые высказывала Майер.
Один из участников этих совещаний позже вспоминает, что его реакция на стиль изложения Мариссой материала была примерно такой: «Да кто она вообще, эта женщина и что она пытается нам сказать»? Однако позже, через несколько недель после начала работы, участники рабочей группы наконец-то поняли, как надо реагировать на то, что им предлагает Майер. Конечно, для кого-то заданный ей темп работы оказался слишком тяжелым, но другая часть сотрудников начала тоже вносить свой вклад в работу, высказывая встречные идеи. За этими людьми Майер наблюдала, пытаясь понять, кому из них она может доверять. И постепенно доверие между ней и «избранными» росло, и они вносили все больший вклад в общую работу. Постепенно напряжение спадало и совещания из «комнаты страха» превратились в дружеские посиделки, а когда-то трепетавшие перед строгим СЕО сотрудники начали шутить и подкалывать друг друга. «Атмосфера заметно потеплела», - признает один из участников тех заседаний. - «Как только мы поняли, как работать с требуемым ей уровнем интенсивности - она и сама расслабилась, с ней стало легче взаимодействовать». «Порой я смотрел на нее и видел, что она улыбается», - вспоминает этот сотрудник.
Такие совещания, где обсуждались будущие продукты компании, были стихией Майер. Она вела их в том же сумасшедшем темпе, что и ночные занятия по курсу философии в библиотеке Стэнфорда. Она преподавала сотрудникам точно так же, как в свое время преподавала трем тысячам студентам-младшекурсникам в университете. Она придумывала что-то, как двадцать пять лет назад в школе придумывала и ставила номера для девичьей группы поддержки. И наконец она использовала данные статистики, чтобы понять желания миллионов пользователей, научившись делать это во время работы в Google. «Знаете, я никогда раньше не видел ТАКОГО человека», - признается один из участников совещания. Майер, по его словам, «такой человек, который способен видеть сразу весь спектр возможностей, все варианты развития и может облечь в слова накопленный у нее опыт и правила». И именно по этой причине, говорит этот человек, Майер не просто делится с подчиненными и сотрудниками своими мыслями: она также помогает и им самим выработать похожий взгляд на мир и лучше видеть то, откуда она берет идеи, и понимать, о чем идет речь.
Интенсивность, с которой работала сама Майер, в итоге заразила и ее команду. К ноябрю 2012 года вся группа разработки почтовой программы Yahoo Mail регулярно работала по ночам и в выходные дни, стараясь закончить как можно раньше назначенного в начале декабря срока сдачи проекта. Так они отдавали дань уважения Майер и непосредственному руководителю рабочей группы Шаши Сету, который продолжил отвечать за выпуск приложения и при новом СЕО. Наконец в конце ноября работа над новой версией почты была закончена. Каждый участник рабочей группы страшно гордился собой и проделанной работой, и гордость была заслужена. Еще никогда Yahoo не создавала и не запускала версию почтовой программы настолько быстро. В последний раз, когда компания делала схожий проект, только работа по разработке заняла 18 месяцев, и еще полгода потребовалось, чтобы довести приложение до ума.
Затем сотрудники Yahoo получили еще один наглядный урок, что такое разработка приложений под руководством Мариссы Майер. Однажды, незадолго до того, как была выпущена новая версия Yahoo Mail, Майер созвала совещание с участием директора по маркетингу Кэти Сэвитт (Kathy Savitt), уже упоминавшимся выше Шаши Сетом и всеми руководителям отделов по разработке программных продуктов. Всего на встречу было приглашено порядка десяти человек. Они собрались в зале заседаний Phish Food, где за несколько месяцев до того Росс Левинсон делал доклад об альтернативном пути развития для Yahoo, а совет директоров компании даже не слушал, о чем он говорил. Все устроились поудобнее, и Майер произнесла фразу, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Еще несколько месяцев назад было решено, что новая почта Yahoo будет выполнена в синих и серых тонах. Идея их использования заключалась в том, что пользователь будет целый день работать с приложением на своем мобильном, а именно эти цвета наименее раздражающие и не контрастируют друг с другом. Майер же объявила о том, что хочет полностью поменять цветовую гамму программы: вместо серого и синего сделать почту ярко-фиолетовой и желтой. Надо было видеть, как изменился и буквально «сдулся» при этих словах Шаши Сет, которому пришлось бы рассказывать своей рабочей группе о внезапной смене концепции. «Поменять цвета программного приложения» - это только на словах звучит быстро и легко. На самом же деле нет. Решение, принятое Майер, означало, что какой-то одной рабочей группе сильно не повезет: им вручную придется менять цвет тысячи мелких деталек на экране. И все это - в условиях приближающегося дедлайна.
Возглавляемая Шаши Сетом команда дизайнеров конечно внесла в программу изменения, которых требовала Майер. Но этот процесс имел последствия. Ведущий дизайнер группы разработки Yahoo Mail ушел из компании и перешел в Google. Менеджер продукта сбежал в Disney. Ведущий инженер также ушел из Yahoo и основал собственный стартап. И наконец в январе 2013 года из Yahoo уволился и сам Шаши Сет, что произошло всего через месяц после того, как новая версия Yahoo Mail была официально выпущена на рынок. Один из сотрудников, которому происшествие с цветами сильно не понравилось, заметил по этому поводу, что надеялся, что выпуск новой версии Yahoo Mail заставит людей в Yahoo «сильно гордиться своими достижениями», и что «успех вдохновит их на годы вперед». «Но случилось прямо наоборот», - констатирует он.
Тем не менее, многие в компании рассматривали то, что Майер сделала с почтой, в ином свете. По их мнению, она просто отказалась выпускать приложение «в свет» до тех пор, пока оно не было, как она считала, «закончено». Безусловно, многие могут сказать, что цвет плашек на экране - это «чисто внешнее». Но Майер была одержима пользовательской статистикой, а данные поведения пользователей показывали, что цвета им важны. А для Yahoo это значило одно: если можно немного изменить цвет плашки и тем самым хоть немного, на одну десятую процента, повысить интерес пользователей к программе - можно заработать на миллионы долларов больше. В свете этой логики становится понятно, почему Майер заставляла и без того замученных работой сотрудников работать еще интенсивнее до самой последней минуты, и заставляла доводить выпускаемый продукт до совершенства. Она таким образом обозначала новую веху в развитии Yahoo. «Прецедент уже есть, следующий выпуск будет проходить более гладко», - уверяет один из сотрудников, который работал над выпуском Yahoo Mail. И постепенно, по словам, всем «стало комфортнее» с тем, что он называет «новым рабочим духом Yahoo» (Yahoo-ness).
Продолжение