В опыте «Либерталии» проявился важнейший момент -- община прекрасно существует, воспроизводится, сохраняет внутреннюю справедливость и творчески развивается при внешнем подкармливании, при условии, что её подпитывают извне. В случае Миссьона это был постоянный приток собственности с «освобожденных» кораблей. Но вполне можно себе представить небольшую «творческую общину» как эксперимент неких богатых чудаков, которые латают дыры в бюджете добровольной сегрегации, не вмешиваясь в её жизнь или имея с неё какую-то свою эксцентричную выгоду: Реалити-шоу? Коммуна талантливых дизайнеров, художников, музыкантов или программистов? Община учителей, дающих уникальное образование? Если более половины расходов сегрегации взято на себя кем-то извне, в таком «экономически разгруженном» виде она вполне может быть продуктивной художественной, научной или педагогической лабораторией. Особенно, если люди для такой сегрегации подбирались с опытом и талантом. В таком случае община существует как экстравагантная форма аристократии -- очень творчески, благородно, интересно, инновативно, а если нужно, то и не без героизма, но за чужой, конечно, счёт. Выход из этого парадокса многие писатели-фантасты середины 20ого века видели в тотальной автоматизации. Там, где всю нетворческую и неприятную работу выполняют роботы и устройства, вполне возможны небольшие и автономные космические поселения-корабли или локальные общины на отдельных планетах. Возникает новый мир «господ без рабов», а точнее, господ с электронными и не требующими никаких прав, рабами. Однако, как всегда, вмешался классовый аргумент - повсеместная автоматизация и рационализация производств пошла путем, нужным меньшинству собственников, чтобы сохранить саму, выгодную им, экономическую систему неравенства и жизни одних за счет других. Автоматизация, которая могла сократить рабочий день, удешевить базовые для жизни товары до полной бесплатности, а в перспективе всех сделать «господами», только усилила безработицу и увеличила расходы среднего обывателя. «Господа с рабами» не захотели признавать «господами без рабов» всех, сохранив иерархию капиталистических привилегий, как единственную безвариантную реальность, альтернативы которой они не могут себе вообразить.
Но вернемся к Миссьону. Конечно, он пытался практически проверить радикальный масонский миф о богочеловеках, в которых превращаются человеки обычные, стоит только избавить их от несправедливой и обманывающей власти, решить проблему минимального обеспечения и дать в руки оружие, а в парус -- ветер.
Для Берроуза, воспевшего «Либерталию» в «Призрачном шансе», она была не просто экологической утопией (близость к природе), утопией самоуправления (прямая демократия) и интернационализма (равенство с аборигенами). На другом, не социальном, а антропологическом уровне ему хотелось видеть в Миссьоне и его сподвижниках альтернативного человека: не столь рационального и меркантильного, более чувственного (важнее приключение, чем собственность, внутренний опыт ценнее внешних достижений и должностей), одновременно мага, поэта, визионера, экспериментатора и вооруженного гражданина. Все последующие в Европе революции, начиная с французской, Берроуз воспринимал как сниженный и обреченный вариант «Либерталии» -- слишком много людей, слишком много власти одного над другим, слишком враждебное окружение, провоцирующее милитаризм и полицейщину, слишком рациональное и однозначное знание и т.п.
Берроуз грезил множеством таких вооруженных добровольных сегрегаций по всему миру. Он видел в этом, отвергнутом людьми, проекте шанс «перезагрузить» цивилизацию после экологической или другой катастрофы или после атомной войны. Эти надежды высмеивает Тим Бертон в последней сцене «Марс Атакует», где юный симпатичный лузер, случайно спасший землю от пришельцев, говорит в микрофон: «Пришло время всё восстанавливать, но вот о чем я подумал, быть может, нам не стоит жить в домах, как раньше, гораздо круче жить в вигвамах». Дело тут в том, что город из вигвамов в принципе невозможен, такая жизнь реализуема только в небольших самодостаточных поселениях. По мнению теоретиков неоанархизма Хаким Бея и Джона Зерзана, для которых также очень важен опыт пиратской республики, «Либерталию» погубила именно оседлость - автономная зона должна быть движущейся и временной, это скорее корабль, чем остров - мечты о переходе к агарному коммунизму, прикрепленность к месту, создание классических семей противопоказаны таким проектам.
Когда я закрываю глаза, то вижу перед собой крупного лемура в зеленых сумерках непроходимого леса. Из орхидей венок сполз с его уха несколько набок. Наблюдает из лесной темноты, как на пристани капитан Миссьон устраивает делёж добра, присвоенного в море, между гражданами своей республики, которые в основном не жнут и не сеют, только часто рискуют, бросая крючья на чужую палубу и прыгая на веревках с ножами в зубах в объятья королевских подданных.
Лемур сидит в украденном у девушек венке из орхидей. Побоялись отнять, он для них - воплощение черта. Оседлал ржавеющий португальский шлем с решетчатым скрипучим забралом, вонявший тут, под деревьями. Пристань: довольные добычей, стоя в воде по пояс или качаясь на плотах и лодках, хохочут и трясут над головой мешками. Они купаются в закатном золоте, которое есть только отражение солнца в морской воде. Лемур не умеет смеяться, даже улыбнуться для него - мука. Ручками поднимает железный орех, внутри которого сохнет череп, и трясет своей погремушкой в зеленой ночи -- она никогда не кончается в джунглях. Получается звук. Очень похоже на смех.