На дне пустого аквариума мраморные камушки, гладкие, как монеты, грот для рыб и пластмассовый джазист с саксoфоном. На все вопросы гостей и новичков о рыбах, турецкие сквотеры отвечают: - Все рыбы в Босфоре.
Это правда и её легко проверить. Рыбы сплываются на свет прибрежных ресторанов и просто фонарей и можно рассматривать. Аквариум в центре стола остается пуст и это наполняет всех надежным ощущением свободы, за которую не нужно выплачивать высокую цену. Тотемом сквота могла бы быть птичья клетка, но клетка означала бы тоже самое и в любом другом городе, в Москве или Берлине. В Стамбуле, где ветер с мраморного моря сменяет ветер с Черного, а в конце любой улицы видны корабли, аквариум - гораздо точнее. Организаторы сквота - местные программисты и врачи, это довольно престижные для Турции профессии и потому сквот считается «богатым». Степень обобществления вещей и денег каждый определяем сам, дело добровольное, и потому эта степень очень высокая. Показателем внутреннего уровня доверия может быть например то, что никто никогда не убирает свои деньги и они открыто лежат, где их оставили -- на столах, коврах, стопках книг или подоконниках. Во-первых, все справедливо уверены, что их никто не возьмет, а во-вторых, если вдруг такое редчайшее событие случится, это не вызовет протеста, потому что кому-то из сквоттеров они оказались вдруг нужнее чем тому, кто их оставил на виду. Кроме организаторов в таксимском сквоте постоянно тусуются гости со всего света, местные левые активисты и университетская богема.
Живой тотем второго, более аскетичного и радикального сквота в особняке района Саматия - белая болонка, у которой нет конкретного хозяина и которая живет и кормится сразу на всех этажах особняка. Здесь живут режиссер, писатель и несколько музыкантов, их доходы гораздо скромнее, чем в таксимском сквоте, и потому, наверное, вся собственность в их доме объявлена необсуждаемо общей. Здесь не стесняются слушать "Доорз" и "Эйси/Диси". На закате длинноволосые - для Турции это до сих пор редкость - обитатели саматийского сквота с воодушевлением смотрят на видео, как какие-то японские энтузиасты хором исполняют «smoke on the water» на народных самурайских инструментах, барабанах и смычках. Эта редкая версия песни стала гимном общины и заглушает азан, влетающий в открытые окна. Потом все жарят на решетке общую курицу во дворике с пальмой, вишней и цветущим гранатом, не забывая подкармливать местных кошек и, наблюдая за их дракой из-за куриных костей, обсуждать биологическую и социальную сторону конкуренции и взаимопомощи, ссылаясь на Кропоткина. Общая болонка, демонстрируя врожденный шовинизм, бешено лает на кошек и, кидаясь ко всем по очереди, страстно протестует против того, чтобы им доставалось мясо, ведь кошки - не обитатели сквота и не члены братства, на что обитатели сквота напоминают болонке о необходимости поддерживать приятельские отношения с местным населением. Местное население, судя по одобрительным и шутливым выкрикам с ближайших балконов, к сквоттерам относится прекрасно и воспринимает их как некий современный аналог дервишей, чудаков и вообще бесплатное реалити-шоу, за которым можно следить каждый день. Про свою тотемную болонку сквоттеры говорят: - Единственная турецкая девушка, которая готова с нами жить.
Действительно, для большинства турецких девушек, даже очень университетских и богемных, сквотерский образ жизни не приемлем и весь этот японский дым над водой их отпугивает. Такая проблема решается за счет множества девушек приезжих, которые останавливаются в обоих сквотах, списавшись с их обитателями по интернету и пользуясь этим местом как бесплатным хостелом.