Новый перспективный способ лечения рака

Mar 25, 2016 09:47

Статья из "Аргументы и факты":
В США в качестве препарата зарегистрирован вирус, которым лечат меланому*. Специалисты считают, что в ближайшие 10 лет это совершит переворот в лечении рака.

- Не останемся ли мы, как уже бывало, на обочине этой революции? - спросил «АиФ» у Петра Чумакова, профессора, доктора биологических наук, и. о. заведующего лабораторией пролиферации клеток Института молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта. Много лет он работал в США и других странах. Сейчас вернулся в Россию, исследования вирусов с противораковым действием проводит здесь, но отношения с зарубежными коллегами поддерживает.

Пётр Чумаков: В стране не очень много этим занимаются. Мы работаем в Москве, ещё в Новосибирске, но, если проявить волю, можно широко развернуть исследования, кадры и оборудование для этого есть. Наработана огромная база знаний, нужно их просто уметь применять. Сегодня, например, можно синтезировать новый вирус всего за 2 недели.

Растим вирусы

Александр Мельников, «АиФ»: Именно синтезировать?

- Да, есть несколько методов конструирования вирусов. Но сначала - про онколитические вирусы. Они поражают только раковые клетки. Последние к вирусам вообще очень чувствительны, у них ослаблен иммунитет. С другой стороны, лечебные вирусы безвредны для клеток здоровых. Сконструировать лечебные вирусы можно несколькими способами. Во-первых, отбором (селекцией) - вирусы выращивают на клетках без иммунитета, и за ненужностью гены ­агрессии «отмирают».

Во-вторых, геном вирусов можно искусственно подправить, «вырезав» определённые гены. В-третьих, вирус можно просто синтезировать. Мы «пишем» геном будущего вируса, прописывая в нём нужные нам гены и исключая ненужные. Сдаём этот генный «сценарий» компаниям, которые синтезируют по нему сам геном вируса, а мы его потом «оживляем». Все эти технологии уже существуют. А вскоре мы сможем даже создавать вирусы индивидуально для конкретного пациента с учётом особенностей его опухоли. В идеале это выглядит так: мы имеем большой арсенал онколитических вирусов, выбираем из него оптимальный, а затем корректируем под конкретного больного. Возможен и подбор под пациента коктейля из нескольких вирусов, он будет работать гораздо эффективнее.

- А почему нужен такой точный подбор вируса для пациента?

- Одна злокачественная клетка чувствительна к одному онколитическому вирусу, другая - к другому. И если мы назначаем его неприцельно, вслепую, то эффективность попадания примерно 15%. Коктейли увеличивают эффективность до 70%. А создание индивидуального препарата ещё эффективнее. Кроме того, раковые клетки быстро меняются - именно поэтому они вырабатывают устойчивость к лекарствам. Это может снижать чувствительность и к вирусам. Поэтому коктейли эффективнее - к ним труднее выработать устойчивость. Возможно, в будущем будут созданы самонацеливающиеся вирусы, которые станут меняться быстрее раковых клеток, и устойчивости к ним не будет.

- А как реально помогают вирусные препараты больным?

- Поскольку почти все они ещё официально не зарегистрированы, их обычно применяют у терминальных больных, от которых уже отказалась официальная онкология. У таких больных уже очень велики повреждения организма. И лечебные вирусы как минимум продлевают им жизнь на несколько месяцев и уменьшают страдания. Но, если бы лечение можно было назначать на более ранних стадиях, эффект был бы гораздо лучше. Зафиксированы случаи, когда рак излечивался полностью. Например, так бывает при глиоме головного мозга, когда препарат вводят непосредственно в опухоль. Бывает также, что при вскрытии умершего пациента, получавшего лечение на поздней стадии рака, выяснялось, что на месте опухоли - рубец, а смерть наступила по другой причине.

Побочный эффект

Уверен, сейчас это един­ственный революционный подход к лечению рака. Государству нужно проявить волю: направить силы и средства на эти исследования, изменить систему проведения испытаний, которая работает на большие компании, выпускающие классические лекарства и биопрепараты. Последние баснословно дороги и являются золотой жилой для фармацевтических гигантов. Вирусные препараты можно было зарегистрировать ещё лет 10 назад, уже было ясно, что они могут быть эффективными, безопасными и легче переносятся, чем химиотерапия. Но новые лекарства невыгодны для фарм­гигантов. В США медицина очень сильная, но нацелена не на профилактику, а на

лечение болезней - и очень дорогое. Раньше, когда за лекарства платил сам больной, они стоили недорого. А теперь там платят страховщики, а не пациенты, и это обеспечивает им большие обороты. От этого страдают больные в России и странах третьего мира, где цена таких лекарств не компенсируется.

А онколитические вирусы стоят недорого и в применении достаточно просты. В зависимости от вируса и опухоли их назначают внутрь, как обычные препараты, вводят с помощью шприца внутримышечно, подкожно, внутрикожно, внутривенно или с помощью пункций - в брюшную полость, прицельно в опухоль.

- Какие побочные эффекты бывают при таком лечении?

- В 70% случаев после введения препарата через 12-18 часов повышается температура, возникают гриппоподобные симптомы. Это говорит о заражении злокачественных клеток вирусом - происходит выброс интерферона. Он и вызывает эти симптомы.

Статья в тему: Авторитетный журнал написал о психологических причинах рака

иммунитет, болезни

Previous post Next post
Up