Моя Карелия. Це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы.

Sep 09, 2014 14:21

Карелия уникальна своей духовной составляющей. Сама природа подталкивает человека к единению с Богом.
Куда бы ты не поехал, в какой бы области не оказался, на какую бы проселочную дорогу не свернул, ты неизменно встретишь старую деревянную церковь. Возраст многих храмов в совокупности с твердым видом поражают.
Путешествуя по карельскому краю, мы совершенно случайно оказались в городе Кондапога, где нам посчастливилось узреть невероятно красивую, уникальную и старинную Це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы.





2. Приближаясь к храму, первое на что обращаешь внимание- его высота и мощь. Стоя у подножья ступеней понимаешь, что он дествительно высокий- 42 метра чистого дерева. А архитектурная особенность кроется в основном объёме - два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами.

Кстати сказать, если смотреть на церковь со стороны озера, то можно разглядеть, заложенную зодчим, придумку построения храма в форме Лебедя.

В Карелии во многих местах постройки вместо фундамента ставились на камнях. Особо поражают бревна, из которых сотворено это чудо. Бревна необыкновенные. Чтобы они держали в помещении тепло, их срубали в определенных местах леса, в крутой мороз и клали так, чтобы плотно лежащие годовые кольца были наружу.



3. Интерьер Успенской церкви имеет 2 выраженные зоны. Первая - трапезная, простая и широкая, с массивными резными деталями. Ее своды опираются на два крепких столба, напоминающих фигуры атлантов, которые задают основной тон (Сами столбы окрашены соком черники о чем свидетельствиует темно-синий цвет). В этих столбах , как не странно, отразилась языческая традиция. Изображение женщины-богини с поднятыми вверх руками.
Помещение трапезной дополнено резными скамьями вдоль стен.



4. Вторая зона - алтарная, в которой доминантой является пятиярусный барочный иконостас и расписной потолок «небо». Первоначальный иконостас имел тябловую конструкцию, которая сохранилась до сих пор под резным иконостасом (начало XIX века).

В военные и послевоенные годы иконостас очень сильно пострадал: утрачен средник и находившийся слева от него образ пророческого ряда, неизвестно местонахождение пяти икон левой стороны праздничного. От первоначального местного ряда осталась лишь подписная Тихвинская икона 1709 г.

Главная икона Деисуса - Спас в силах - центральный и самый большой образ иконостаса.



5.
Находясь внутри храма тебя начинает переполнять умиротворение и спокойствие. Тишина царящая вокруг, лики святых, солнечный свет проникающий через ставни, все это создает атмосферу безмятежности. Именно такими и должны быть храмы. Заходяв подобный вся суетность мира отступает и ты уже оказываешься в совершенно ином, благом месте.



6.
В храме было 3 алтаря, это не было характерно ни для предшествующей, ни для последующей построек. Основной придел был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, в то время как боковые могли быть посвящены другим почитаемым святым.



7.
Иконописный свод Успенской церкви представляет особую художественную ценность, так как является единственным сохранившимся образцом «Божественной литургии» в действующем храме. В центральном круге «неба» изображен образ «Христос Великий Архиерей» (изображает «Великий вход» в небесной Литургии, Великим архиереем которой является Сам Господь Иисус Христос.), а вокруг него в 16 треугольных иконах - шестикрылые серафимы и ангелы в дьяконском облачении.

В шестнадцати иконах-секторах изображены архангелы и ангелы, выносящие священные сосуды и предметы, их осеняют херувимы и серафимы.

Общая композиция «неба», построенная по принципу сужающихся окружностей, является как бы проекцией шатра церкви в интерьер, плотность изображений увеличивается ближе к центру, создавая иллюзию ракурсного сокращения пространства. Христос Архиерей, окруженный двумя кольцами херувимов и серафимов, становится не только центральной, но и самой высокой точкой всей композиции



8.
Особенностью церкви я вляются так же и собранные в ней иконы. В храме хранится уникальная икона с изображением св.Николая Угодника и св.Варвары на одной доске.



9.
В четырех углах «неба» изображены святые евангелисты. Эта композиция подчёркивает единство Небесной и земной Литургии.



10.
Некогда вокруг храма находился погост, к сожалению, сейчас от него мало что осталось и лишь одинокий крест напоминает приходящим, что никуда торопиться не стоит, а нужно подумать о душе.



11.
После прихода советской власти в Кондопогу в 1918 году Успенская церковь утратила религиозное значение и получила статус памятника архитектуры. По воспоминаниям местных жителей в 1934-1935 годах была разобрана колокольня, все колокола сняли и вывезли, лишь один остался на скотном дворе. Судьба остальных неизвестна. Что касается церкви Рождества Богородицы - ее закрыли в 1929 году и до Великой Отечественной войны использовали в качестве зерновых складов колхоза и как клуб. В 1960-х годах здание зимнего храма разобрали. Таким образом от целого комплекса уцелела лишь церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Карелия

Previous post Next post
Up