Плоды "реставрации"

Sep 20, 2010 16:13

Давно хотела показать несколько картинок, наглядно иллюстрирующих, к чему приводит реставрация деревянного зодчества на современный лад. Речь пойдет о Никольском храме в селе Ковда (Мурманская область, Кандалакшский район, Карельский берег Белого моря). Не буду утомлять длинной историей, многие из моих друзей ее знают. Кто не знает, но заинтересуется, может заглянуть в эту статью.
http://www.bioclass520.ru/kudryavceva3.pdf

Вкратце же история такова.

Так и хочется начать - "у самого синего моря...". Но это так и есть - у самого синего моря, в поморском селе Ковда, почти до наших дней дожила старинная деревянная церковь. Дожила без существенных перестроек, без глобального разорения. Она одна из самых старинных и самых северных. Точная дата постройки неизвестна, но возможно, что это конец 16 века. История ее толком не исследована. Она не столь грандиозна как Кижи, но зато древнейшей клетской конструкции. Единственная в своем роде. Удивительно изящная при кажущейся простоте...
К несчастью, более не существующая. Фактически не существующая, хотя нечто, включающее отдельные ее части, стоит на прежнем месте.
Церковь была отреставрирована методом полной переборки с восстановлением облика 18 века - так это кажется называлось (почему именно восемнадцатый ?). Тянулась эта вивисекция долго. Многочисленные "профессионалы" от реставрации приложили к ней свои "золотые" руки. Этим летом дело дошло до завершающей стадии. Давайте просто посмотрим, что получилось. Что мы приобрели, и что потеряли.



Это фото начала 20 века.



Такой церковь была в 1976 году. Практически не изменилась внешне. Про разграбление я молчу.





1988 - начало реставрационных работ. Сдирают обшивку 19 века, которая тут же исчезает бесследно.



1993 - разобрана колокольня. Колокольня оказалась столь крепкой, что некоторые детали шатра было очень трудно расцепить. Их распиливали бензопилой.



Середина 90-х. Главка колокольни в навесе, построенном из досок церковного пола. Угол наклона крыши навеса был выбран неправильно. Снег зимой проломил доски.



После 1997. Новая колокольня воздвигнута.

А теперь присмотритесь к ней повнимательнее. И , как говорится, найдите 10 отличий.



Изменилась форма и пропорции шатра. Колокольню удлинили. Новая колокольня отклонилась влево по сравнению с подлинной.
Юлия Латынина в своей статье про Кижи процитировала исключительно верное замечание о том, что хорошую архитектуру отличают от плохой десять сантиметров. Это те самые 10 сантиметров :). Ансамбль стоит на склоне гора. Наклон колокольни в сторону церкви , а церкви в сторону колокольни ( проиллюстрирую чуть позже) делал композицию единой . Я уверена, что новую колокольню построили по отвесу, но в результате она отклонилась вправо и теперь существует сама по себе. без связи с церковью.



Подлинный шатер был двойным. Это уникальная конструкция, нигде более не встречающаяся или нигде не сохранившаяся. Внутренний шатер вставлен во внешний, образуя резонатор, усиливающий звук колокола. Шатры эти были связаны между собой довольно хитроумной обвязкой. Именно ее реставраторам пришлось распиливать. Восстановить ее они не сумели.



Декор шатра был очень сдержанным. Как бы и не декор вовсе. Только изогнутые подзоры под шатром между очень простыми столбами. Это вообще характерно для поморов. Никаких тебе излишних завитушек.



Но эти самые подзоры делали силуэт шатра очень элегантным, просто каким-то "цветочным". Они служили лепестками тоненькой трубочке венчика-шатра . Есть на севере такой маленький белый цветок - Линнея северная. Вот именно его шатер ковдской колокольни напоминал.



А вот что получилось у реставраторов.
1) Шатер одинарный и внутренность его зашита. Резонатор уничтожен. Надо сказать, что это очень заметно. Колокол теперь неслышен на другом берегу реки даже в тихую погоду .
2) Вдвинут дополнительный сруб наверху, а подзоры выкинуты.
3) Подлинные строгие столбы растесаны задорными дыньками !!!
4) появились какие-то пришлые подзоры с дырочками
5) шатер растолстел и доски на нем легли совсем по другому фасону.
6) прозрачная ажурная ограда звона стала сплошной.



Я долго не понимала, какая идея двигала реставраторами. И вдруг меня осенило. Колокольня в Ковде шестигранная, что встречается нечасто. Есть еще одна знаменитая шестигранная колокольня в Цывозере (1658). Правда, это совсем другой район. И эта цывозерская колокольня тоже уникально в своем роде. Но ведь надо на что-то опираться в поисках "типичной колокольни 18 века". Поэтому берем ковдскую колокольни и - чик-чик -делаем из не цывозерскую. Обратите внимание - сруб под шатром, дыньки. Как это все украсило колокольню в Ковде :-(((.

Потом был перерыв. Деньги на реставрацию, слава Богу, кончились. Появилась слабая надежна, что хоть церковь уцелеет. Но не тут то было. Деньги появились. И судьбы Ковдского храма была решена.





2006. Трапезная разобрана, но церковь еще стоит



2007. Зачем-то вдруг перебрали и церковь. Как обычно, часть подлинных элементов пропала бесследно. Например рубленные плахи , закрывавшие восточную сторону церкви. Обшивка 18 века, когда пилорамы еще не было.



Хорошо видны ее следы.



подлинный Никольский храм. Ободранный, но прекрасный.



лето 2010. То, что стоит сейчас. Срам быстро зашили современными досками. Обшивкой 19 века это точно не является, цвет странноватый, но все нескладушки на срубе спрятаны.



особенно жалко главку. Вот подлинная.



А вот что отреставрировалось. Вы не можете мне сказать, а почему она вдруг вся покрылась чешуей. И так раздалась снизу?
Была такая стройная, прямая.

давайте немного погуляем вокруг.



Вид с озера (юг). Хорошо заметен наклон колокольни к церкви и церкви к колокольне.



а это сейчас.



Вид с востока. 1 - до реставрации (середина 80-х); 2 - перебрана колокольня (конец 90-х); 3 - перебрано все (2010). Церковь стала выше. но приземистее. Такой вот парадокс архитектуры.



Вид с запада (фото начала 50-х или конца 40-х).



современный вид.



Еще старая фотография. Хорошо видна ограда и ворота. Все это сейчас уничтожено реставраторами.



современный вид

Нравится ли вам эта реставрация ? Не лучше ли бы было бы, чтобы денег на реставрацию не давали совсем? Может быть, это спасло бы ковдскую церковь. Переборка ведь прекрасна еще и тем, что это самый дорогой метод.
Подлинник - это то, что сделано руками мастера. То, где можно найти отпечатки его пальцев. Все прочее - реконструкция. Цель научной реставрации - добавить своего как можно меньше, оставить подлинного как можно больше. Почему-то это всем понятно в случае, когда кто-нибудь решит "творить" на полотне Рафаэля. Почему-то к архитектуре эти требования решено не применять. И непонятно чего в этом больше - невежества или обыкновенной жадности.

Previous post Next post
Up