Модерн, снос

Aug 29, 2009 23:08


Зданий, построенных в стиле "модерн" в Рязани раз-два и обчелся, да и те стали уничтожать. По этому поводу - моя статья:

Рязанские памятники архитектуры, построенные в стиле «модерн», можно пересчитать по пальцам, а деревянные - так и вообще по пальцам одной руки. Это здания на улице Садовой и на улице Свободы, построенные, правда, не полностью в этом стиле, но включающие в себя его элементы, и дом №22, расположенный возле площади Свободы на одноименной улице,

от которого рязанцев поспешили избавить, причем вместе с его соседом - деревянным домом №24.



История этих домов, чего, впрочем, и следовало ожидать от зданий, которым больше ста лет, любопытна и даже увлекательна. В начале XX века оба дома принадлежали Александру Ивановичу Скурховичу (1875-1935).


А.И. Скурхович

В одном доме он жил сам, в другом принимал больных. Скурхович был военным врачом Нежинского полка, в составе которого участвовал в русско-японской войне. Вместе с полком он вернулся в Рязань, где после демобилизации работал заведующим кожно-венерологическим отделением губернской больницы, а после революции - в госпиталях Рязани по своей специальности. В 1907 г. по приговору военно-окружного суда был лишен чинов, орденов, права занимать должность на военной и государственной службе и подвержен трёхмесячному тюремному заключению в «одиночке». Это наказание последовало, согласно воспоминаниям врача А.И. Герсатора, за публичное выступление Скурховича в числе 9-и офицеров Нежинского полка (среди которых был и известный рязанский художник А.А. Киселев-Камский) в газете «Русское слово» против черносотенства и с критикой армейских порядков. Помимо всего прочего, Скурхович был еще и членом рязанского спортивного общества.


рязанское спортивное общество

Полгода назад жильцов домов №22 и №24 по улице Свободы, некогда принадлежавших Скурховичу, расселили. За это время здания, понятное дело, успели превратиться в бомжатники и, соответственно, стать угрозой для общества - насквозь прогнившим рассадником криминала, которому на одной из главных улиц города делать нечего. Теперь здесь построят… ну, понятно, не детский сад, а пятиэтажный жилой дом. Будущая его судьба представляется настолько же загадочной, насколько таинственными выглядят выросшие в центре города рязанские новостройки. По вечерам, в их окнах не горит свет - живет ли там хоть кто-то? На дорогущие квартиры не находится покупателей или, напротив, их владельцы настолько богаты, что, имея квартиру в центре города, могут позволить себе жизнь на загородной вилле? А те здания, что были построены под офисные помещения? Лишь два примера: дом на улице Свободы, расположенный наискосок от Наташиного сквера (строительство которого почему-то звучно именовалось «реконструкцией», хотя на его месте располагался скромный одноэтажный деревянный домик) и на редкость уродливый даже для Рязани объект на углу улиц Свободы и Подгорной украшены вывесками: «Сдается в аренду». Вероятно, и цоколь планируемой пятиэтажки будет предназначен под «сдачу в аренду», но желающих снимать площади, как мы видим, и сейчас негусто. И пойдут ли нарасхват квартиры? Захотят ли люди состоятельные заиметь жилище в шумном, расположенном прямо возле дороги месте? Простым-то рязанцам квартиру там, конечно, не укупить… Тогда для кого же поднимется эта, бросающая мощную тень на соседние дома, пятиэтажка?

Или все же не пятиэтажка? О возведении жилого дома говорили сами строители, а между тем на сайте строительной компании «Эверест» в разделе «Объекты» размещена такая информация: «Торгово-офисное здание с подземной автостоянкой по ул. Свободы 22. Начало строительства -2009 год». http://everest62.ru/objects/svoboda/Только торгового здания там не хватало - как раз между «Зодиаком» и безобразным новостроем, который никак не могут сдать под офисы! Так что непонятно, чему верить: словам строителей или сайту. Сайту не хотелось бы… Вообще смотреть сайты, связанные с застройкой Рязани себе дороже. Например, в известном «Электронном каталоге недвижимости Рязани» значится, что на улице Павлова в непосредственной близости от знаменитого дома-музея на торги выставлен участок площадью 9,27 соток. «Участок находится в общей долевой собственности физических лиц. В настоящее время на участке расположен жилой дом. Стоимость расселения ориентировочно равна 13 млн. руб». Так-то вот.

Кстати, вне зависимости от того, взгромоздят на месте домов Скурховича жилое или торогово-офисное здание, при его строительстве явно придется срубить несколько крупных деревьев, в том числе и вековой ясень. Общеизвестно, что в Рязани зафиксировано превышение ПДК сразу нескольких загрязняющих веществ. Неоднократно говорилось и о том, что полагающаяся по закону на одного человека норма озелененных территорий, в нашем городе занижена в несколько раз. Деревья же, которые, как и первоклассникам известно, очищают воздух, продолжают вырубать бравые строители, исходящие, вероятно, из принципа: хуже всё равно уже не будет. Увы, будет…

Перечисленные выше проблемы возникают практически при каждом новом сносе старинного дома в центре Рязани. Данный же случай усугубляется и иными обстоятельствами. Итак, архитектура «модерна».

Архитектурный стиль «модерн» распространился в европейской архитектуре в конце XIX - начале XX вв. как реакция на набившие оскомину классицизм и эклектику. Модерн стоял за использование новых технологий, отказывался от многих стереотипов прошлого - ордерной системы, прямых углов, стилизаторства под старину - в пользу естественных, близких к природным, линиям, архитектурных форм, которые исходили бы из возможностей новых строительных материалов, зданий, которые бы органически вписывались в окружающую среду. Парадоксально, что мало повлиявшие на развитие архитектуры единичные «модерновые» здания сейчас стали настоящими объектами для поклонения не только любителей архитектуры, но и просто туристов (чего стоят одни произведения Антонио Гауди в Барселоне!) Увлечение модерном быстро пришло в Россию, в том числе и в Рязань, хотя в архитектуре нашего города этот стиль присутствует довольно скудно и не в чистом виде. Элементы модерна наличествуют в облике трехэтажного особняка возле «Атрона» на ул. Ленина,


одном из корпусов медуниверситета на ул. Полонского,


Министерстве здравоохранения Рязанской области, что на ул. Свободы,


и в здании ФСБ.


Деревянный модерн - тот вообще представлен всего тремя примерами - это вышеупомянутые дом на ул. Садовой и два дома на ул. Свободы,




один из которых был на днях уничтожен.


Наличники, карнизы, межкомнатные двери в стиле модерн, изящные оконные переплеты, оригинальный главный вход, расположенный нетипично для того времени - посередине здания с круглым окном над дверью -






все эти уникальные для Рязани явления исчезли в считанные дни, причем непонятно ради чего. Ради «элитного» жилья (ведь в центре города у нас другого не строят)? Ведь «элите»-то в первую очередь не хватает жизненного пространства. А рязанцам в последнюю очередь нужны нормальные дворы, просторные улицы, красота родного города и собственная история. Это все давно известные факты, и напоминать о них даже как-то неудобно.

Может быть, все было бы не так обидно, не существуй общероссийской ситуации, коренным образом отличающейся от рязанской. Так, в Ульяновске два года назад основали первый в России музей архитектуры эпохи модерна. Несколько лет назад в городе Сарапуле (республика Удмуртия) открыли выставку, посвященную модерну в местной архитектуре. В Оренбурге издан альбом «Модерн Оренбурга». В Нижнем Новгороде выпущена книга «Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде». Существуют альбомы: «Саратов. Модерн. Архитектура», «Деревянная архитектура Томска», «Модерн в архитектуре Самары»…

А Рязань? Само сочетание слов «Рязань» и «модерн» уже выглядит смешно. Модерн… Изящность и утонченность... Изысканность! Эпоха в развитии архитектуры…

Впрочем, у нас теперь другая эпоха и другие интересы. Как недавно заявил в интервью одному из рязанских телеканалов начальник городского управления архитектуры Владимир Соловьев: «мы говорим о том, что да, у нас интересная архитектура деревянная… была. Но с каждым годом сохранять ее все сложнее и сложнее. <…>Здесь, понимаете, нужно сохранять, наверное, в другом плане. Сохранять именно фотографии, их обмеры, сохранить полностью старое лицо города невозможно. Можно также фильмы какие-то снять о старой Рязани, чтобы оставить это в памяти рязанцев».

Идея интересна: заменить целые кварталы флешкой со всем ее содержимым. Сжать пространство города до уровня нулей и единичек, до цифровой фотографии, для хранения которой нужно так мало места! Хочешь побывать в милом тебе историческом центре Рязани - пожалуйста, доставай диск с фильмом и смотри себе на здоровье. Но жить изволь в том месте, где твоего мнения не спрашивают. И не жалуйся, а смотри для утешения «фильмы о старой Рязани». Только беда в том, что снять фильм о, например, «модерновом» доме Скурховича будет очень непросто, ибо снимать-то уже нечего.


Рязанская обл

Previous post Next post
Up