В декабре прошлого года на сайте ФантЛаб состоялось офф-лайн интервью с американским писателем Джоном Райтом.
Один из вопросов был посвящен Ходжсону и его прекрасному роману.
- Многие наши читатели оказались приятно удивлены, прочитав Вашу повесть «Неспящий в ночи» в антологии «Year's Best Science Fiction-21». По силе воздействия эта мрачная (но прекрасная) история сопоставима с лучшими вещами малой прозы Желязны, Дилени, Джорджа Мартина... Настоящий шедевр!
Что значат для Вас имя Уильяма Хоупа Ходжсона и его книги? Как вы познакомились с его творчеством? Как появилась повесть «Неспящий в ночи» - спонтанно за считанные часы или дни, или же в результате долгого обдумывания, взвешивания и тщательной шлифовки деталей произведения?
Насколько повлияли на Ваше описание мира Ночных земель произведения Вэнса, Вулфа и, конечно же, Ходжсона?
Довольны ли вы сотрудничеством с Энди Робертсоном, пользуются ли спросом вышедшие антологии (понятно, что они рассчитаны на узкий кругу фанатов, но тем не менее)? Кого бы вы еще отметили из авторов писавших в рамках этого проекта, чьи вещи вам понравились?
Несколько лет назад появлялась информация, что Бретт Дэвидсон пишет роман к миру «Ночной земли», а Джеймс Стоддард переписывает оригинальную книгу Ходжсона более современным языком - не знаете ли Вы как обстоят дела с этими планами, и нет ли у Вас желания сделать что-то подобное? Будут ли еще рассказы о Ночной земле, помимо существующих сейчас четырех, встретят ли в них читатели уже знакомых героев?
- Большое спасибо за комплимент.
Что значит для меня Ходжсон… В жизни каждого любителя чтения есть Золотая Книга, та единственная книга, которую он прочитал еще мальчишкой, в самом впечатлительном возрасте, когда его воображение было как нетронутый воск, и отпечаток на этом воске остался с ним навсегда. Когда я учился на юриста, мне пришла в голову мысль, что я уже не найду свою Золотую Книгу. Я сказал себе, что ни одна книга, которую я прочту, будучи взрослым, не передаст этого детского ощущения чуда и мечты, ни одна книга не сможет так повлиять на мое воображение. Один мой друг узнал, что я пишу роман, в котором действие происходит на умирающей земле без солнца, и предположил, что я читал Ходжсона и взял идею у него. А я тогда даже не слышал об этом писателе. После того разговора я нашел издание «Ночной земли» под редакцией Лина Картера, издательство «Баллантайн» -- правда, только первый том из двух. Я прочитал первую часть, и все.
Какие чудеса открылись передо мной на этих страницах! Мужчина, который, потеряв свою юную невесту, сходит от горя с ума и во сне посещает землю конца времен, где посреди обезображенной взрывами и населенной демонами пустоши высятся семимильные металлические стены последнего редута Человека. Мир в плену вечной ночи, но не умирает благодаря тускнеющим углям таинственного Земного Потока. Во тьме маячат пришельцы из чуждых сфер и систем, неподвижные и огромные как горы. Стены Последней Крепости Человека царапают похожие на обезьян недо-люди. Вот тьме лают страшные псы. Зловещими неподвижными огоньками мерцают таинственные города. Герой слышит в уме зов своей истинной любви. Она заключена в умирающей крепости, миллион лет как забытой, в Малом Редуте, который стоит где-то во тьме Ночной земли. Надев странные доспехи и вооружившись по обычаю этого постисторического времени, герой идет на ее поиски. Я был с ним рядом, когда он, преодолевая сильнейший страх, пробирался сквозь темноту, полную призраков, переползал от одной куртины мха к другой и не смел пить из кипящих химических ручьев, протекающих по смертельно опасной земле. Наконец он прибывает во второй Редут. Оказывается, что там темно, холодно и пусто. Его душа чувствует эфирную силу огромных и смертельно опасных духов, которые обитают за воротами, где когда-то жили люди, и терпеливо ждут, когда смогут его уничтожить. На этом закончился первый том. Книга оборвалась, а вторую часть я найти не смог. Я застыл в своем воображаемом путешествии в тени мертвого Редута, не зная, жива ли еще Мирдат Прекрасная.
Когда я наконец спустя несколько лет нашел вторую половину истории, моя радость была не меньшей, чем радость антиквара, нашедшего том Аристотеля, погибший в пожаре в Александрийской библиотеке, или теософа, который выловил из моря сундук и обнаружил там свиток из Атлантиды.
«Ночная земля» стала для меня Золотой Книгой, той единственной книгой, которая вечно живет в твоем воображении, с которой сравниваются все остальные, пусть даже лучше написанные, и проигрывают в этом сравнении. Даже то, что я прочитал ее, когда уже потерял надежду найти книгу, которая понравилась бы мне так же, как в детстве, по-особому связало меня с автором.
Уильям Хоуп Ходжсон погиб во время Первой мировой войны, и его немногочисленные мрачные истории забыти всеми, кроме нескольких приверженцев. Это жестокий приговор истории, и я хотел бы сыграть роль, большую или малую, в его отмене.
Мой рассказ «Неспящий в ночи» возник, когда я в одном фантастическом журнале увидел, что Энди Робертсон ищет рассказы об этом мире. Увидев объявление, я сразу понял, что это судьба. У меня уже накопилась целая папка заметок для сюжетов в Ночной земле, но я ничего по ним не писал, потому что не знал, кто это купит. Я написал рассказ, а потом несколько месяцев переписывал его и отшлифовывал. Дело в том, что он просто оказался слишом длинным для того количества слов, которое хотел купить мистер Робертсон. Я пытался сократить историю до нужной длины, но у меня не получалось. Я много раз перечитывал каждое предложение. Я затратил на этот рассказ больше времени и усилий, чем обычно - но все зря. Я не смог подвести его под требования. Я написал Джеймсу Стоддарду: при встрече произвел на меня прекрасное впечатление как своими писательскими данными, так и личным обаянием и добродушием. Поэтому я решил ему довериться: я знал, что он знаком с Энди Робертсоном, и спросил его, с какой стороны лучше подойти к этому издателю. Мистер Стоддард сразу написал мистеру Робертсону и посоветовал тут же написать мне и почитать мою работу. Я очень удивился и обрадовался, что мистер Робертсон взялся редактировать и издавать мои рассказы в мире Ночной земли.
Мое описание Ночной земли взято почти целиком у Ходжсона: действие происходит в его мире. Несколько слов и идей я одолжил у Джека Вэнса или Джина Вулфа. Например, я назвал высокорожденную даму «exultant», а это слово Джина Вулфа. Однако, если честно, миры этих писателей не вызывают такого чувства, как мир Ходжсона, в них нет привкуса безнадежной мрачности. Вэнса интересует изящная пикировка в придирчивом и чрезмерно утонченном декадентском обществе; в лабиринтах романов Вульфа прячется странная сверхъестественная надежда. У Ходжсона ничто не может противостоять приближению всеобщей ночи. Только благодаря любви бесконечная зима энтропии стоит того, чтобы в ней жить.
Я очень доволен сотрудничеством с Энди Робертсоном. За деньги от первого проданного ему рассказа я купил жене новую плиту. За второй гонорар - новый холодильник. За третий рассказ - посудомоечную машину. Я обязан Энди Робертсону всей своей кухней. Впрочем, это не совсем сотрудничество. Он мой издатель.
Я не знаю, как продаются антологии «Ночной земли».
Если под «лучшими» вы имеете в виду, кто нравится лично мне, вопрос не совсем корректен. Я считаю себя лучшим писателем из тех, кто участвует в проекте. У остальных другой подход к исходному материалу, который лично мне не по вкусу.
Насколько я знаю, Джеймс Стоддард закончил свою рукопись по «Ночной земле» и ищет издателя. Больше мне ничего не известно.
Если вы спрашиваете, мог бы я написать историю о Ночной земле длиной в роман, признаюсь, что у меня была такая идея. Только я хотел бы связать в одну универсальную схему и другие периоды истории. Все зависит от желания муз, а не моего собственного. Время покажет. Если же вы хотите знать, стал бы я осовременивать Ночную землю, как Джеймс Стоддард, я отвечу, что я не умею этого делать.
Сейчас я не планирую писать рассказов по Ночной земле, но если кто-то предложит мне за это заплатить, я что-нибудь придумаю.
Перевод -
katyalleycatЦеликом интервью можно прочитать здесь -
http://fantlab.ru/article373Страничка Райта на ФантЛабе -
http://fantlab.ru/autor1055