Один из самых таинственных памятников средневековой армянской литературы, сборник «История Тарона», содержит в себе не только рассказ об основании Киева потомками индусов,
о котором я писал ранее. Таронская хроника дает интереснейшее описание армянского язычества, актуальное не только для территории самой Армении, но видимо и для северных кочевых народов наводнивших Закавказье в первые века н.э.
Дохристианские религиозные представления распространенные на Армянском нагорье в целом хорошо известны. Религию древних армян можно назвать вульгаризированным зороастризмом, так как территория Армении долго пребывала под владычеством персов, которые принесли сюда своих богов Арамазда (Ормазда), Михра (Митру), богиню Анаит (Анахита) и т.д.
Но в "Истории Тарона" отсутствуют упоминания об этих известных иранских божествах. Язычество в таронской хронике имеет уникальный облик - это религия якобы индийских жрецов, пришедших в Тарон откуда-то с Востока. В связи с этим возникают закономерные вопросы - кем могли быть эти люди, когда и зачем они принесли свою веру на Армянское нагорье.
Для начала, стоит осветить проблему происхождения самой хроники "История Тарона". Она приписывается двум авторам - Зенобу Глаку и Иоанну Мамиконяну. Сириец Зеноб Глак якобы жил в IV веке и был учеником Св.Григория Просветителя, крестившего Армению. Он был первым игуменом монастыря св. Карапета (Иоанна Предтечи), который был основан на месте языческого капища созданного "индийскими" жрецами. Епископ Тарона Иоанн Мамиконян нашел записки Зеноба Глака в VII веке и на их основе создал хронику монастыря Глакаванк (св. Карапета), которая получила название "История Тарона". Такова официальная версия происхождения этого источника. Но с большой степенью вероятности, "История Тарона" была написана существенно позже VII века, первое упоминание данной хроники появляется только в X веке.
В сущности, "История Тарона" - это хроника крупнейшего армянского монастыря св. Карапета и аристократической семьи Мамиконянов, чьим представителем был один из предполагаемых авторов произведения - епископ Иоанн Мамиконян. Хроника должна была утвердить привилегии монастыря св. Карапета патронируемого семьей Мамиконян и возвеличить значимость самой этой нахарарской (аристократической) семьи. Поэтому во многом "История Тарона" - это история семьи Мамиконян, крупнейшего армянского княжеского дома, они наследственно занимали должность верховного военачальника Армении.
Отрывок из "Истории Тарона" повествующий о пришествии неких "индийских жрецов":
«Деметр и Гисанэ были князья индов и братья по племени. Они бежали из царства индов и достигли этой страны. Царь Валаршак пожаловал им во владение землю Тарон, где они построили город и назвали его Вишап. Придя затем в Аштишат, они поставили здесь идолов, тех, которых почитали в Индии.
Спустя пятнадцать лет [армянский] царь убил их обоих и владения их отдал их сыновьям - Куару, Мелдесу и Хору [Хореану]. И построил Куар аван и назвал его своим именем Куар, и Мелдес построил в поле аван и назвал Мелди, а младший, перейдя в гавар Палуник, построил там аван и назвал Хореан.
И по прошествии времени, посоветовавшись меж собой, Куар, Мелдес и Хореан поднялись на гору Каркэ и нашли там такое место, где был простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там дастакерт и поставили там двух идолов: одного по имени Гисанэ и другого по имени Деметр и предоставили им в служение свой род»
Теперь отрывок из хроники от лица св. Григория Просветителя, сокрушившего идолов в Тароне. Он повествует о месте, где разворачивались события:
«..с приходом Его (бога) разрушились врата ада в стране армянской, здесь - в Четвертой Армении, у рубежа Второй Армении, у гор, называемых Тавр, что тянутся до врат (границы) Пахлавов в Персии. Рядом с ней расположена страна Мамиконеанов, именно здесь в двух местах гнездилась смерть, а в одном месте до пришествия святого духа она гнездилась настолько, что это поистине были врата ада; это место инды и персы называли Иннакнеан (т.е. девять источников , родников).
И так жители (этой) страны славили идола Гисанэ и его сына Деметра, я с усердием взялся за дело; уничтожил лик сатаны и положил на том месте в часовне мощи св. Карапета и мученика Афиногена; и оттуда была изгнана смерть со своими силами, и сейчас на этом месте Иннакнеан славят и поклоняются богу».
Монастырь Глакаванк Иоанна Предтечи (св. Карапет) недалеко от города Муш в современной Турции. Главное место действия хроники "История Тарона". Монастырь был построен на месте капища "индийских" богов Гисанэ и Деметра. В настоящее время он полностью разрушен.
Описание языческого капища "индийцев" уничтоженного св. Григорием:
«Пятнадцатифутовый идол Деметра был повержен во прахи разбит на четыре части. Григор Лусаворич приказал разбить и (идол) Гисанэ, ибо был он из меди двенадцати локтей (футов) вышины и двух локтей с пядью ширины. Когда служители увидели, что разрушители подошли под идол, (они) с громким воплем бросились на них, говоря сперва умрем мы, а затем он - наш великий бог Войны, окружив (служителей Гисанэ), убили шесть человек и (только) после этого сумели разрушить врата смерти»
Так каких же богов (или бога) принесли на Армянское нагорье "индийские жрецы"? Имя Гисанэ имеет перевод с армянского как "волосытый", тем более такой облик языческого бога прямо упоминают авторы хроники:
"История Тарона"
«И так как Гисанэ был косастым (косматым, волосатым), ввиду этого и его служители имели косы, которые и приказал отрезать (князь дома Ангех)».
Служители, исходя из текста хроники, были длинноволосы (имели косы), также они были "черны" обликом:
"История Тарона"
«И вид у них был вызывающий удивление (странный): были они черны, косасты (длинноволосы) и безобразны, потому что по роду (племени) являлись индами».
«И когда это племя (индусов) обратилось к Христу, не полностью переменило свою веру, но не посмело исполнять свой отеческий закон: оставляло косу на голове детей, дабы видя это, помнить свое прежнее скверное безбожье; и потому прошу вас, будьте осторожны, чтобы и в вашей стране не распространилось это».
О широком распространении подобных причесок упоминали и другие армянские авторы. Поэтому призывы св. Григория к осторожности были не лишены смыла. Христианский автор "Истории Тарона" осознавал языческий характер подобного облика и хотел предостеречь своих единоверцев от этой напасти.
Фавстос Бузанд в своей "Истории Армении" описал внешний вид одного из молодых Мамиконянов:
«Манвел приказал юному Артавазду, сыну Ваче, поехать с женщинами, а тот воспротивился, не согласился. Он был еще в отроческом возрасте и по армянскому обычаю, как поступали с детьми, голова отрока Артавазда была обрита, и оставлены были только хохолок и коса. Когда он не согласился поехать с женщинами, Манвел поднял плеть и стал стегать Артавазда по голой голове, запретив ему вследствие малолетства идти в бой».
Данный отрывок подтверждает, что косы носили не только "жрецы из Индии", но и значительная часть армянской аристократии. Фавстос Бузанд прямо называет подобную прическу "армянским обычаем".
Мамиконяны были во многом наследниками культурных традиций таронских "индов", так как владели этими землями. Поэтому для них коса могла быть важным родовым атрибутом внешности. Но косы носили не только они.
О широком распространении кос у армянских нахараров свидетельствует еще один отрывок из Фавстоса Бузанда - косу носил и представитель рода Арцруни:
"История Армении"
«Но потом они пригляделись к голове Меружана, с которой свисала коса, узнали, что это голова не Самвела, а Меружана Арцруни».
Можно предположить, что служители волосатого бога Гисанэ, действительно, были выходцами из Индии. Описание их внешнего вида похоже на внешность индийских брахманов, которые носили (и сейчас носят) на голове чуб заплетенный в косу, называется такая прическа у брахманов - шикха.
Но здесь нужно иметь в виду, что подобные способы укладки волос (косы, чубы) были распространены достаточно широко, особенно характерны подобные прически были для тюркских кочевников.
Очень близко описание облика молодого Артавазда к прическам тюркских и монгольских народов, особенно детским. Кекул (хохол), айдар (коса на бритой голове) хорошо известны в Великой степи. Можно сравнить - "голова отрока Артавазда была обрита, и оставлены были только хохолок и коса" с фотографией ниже.
Ученики киргизской школы с чубами (слева направо): А.Диманов (12 лет, женат) с чубом на макушке (кырг. көкүл, казах. айдар); К.Инамов (10 лет) с чубом на макушке, заплетенным в косичку (кырг. төбөчач, казах. айдар); А.Калямбаев (10 лет) с чубом на лбу (кырг. көкүл, казах. кекил); К.Нурумов (12 лет) с чубом на макушке (кырг. көкүл, казах. айдар); К.Шунгиров (12 лет) с боковыми чубами (кырг. нияз, казах. тулум, тулумшак). 1926 г. (Фото Ф.А.Фиельструпа)
Важно отметить, что у рода Мамиконянов существовало два предания о своем происхождении. Наиболее известной и официально признанной была легенда о переселении предков Мамиконянов из Китая, а отнюдь не из Индии. Их называли тчены, поэтому современная армянская историография представляет Мамиконянов китайцами. Сам по себе этот факт очень интересен, но для нашего исследования важно отметить то, что род Мамиконян признавался пришлым абсолютно всеми древними авторами.
Будущие владетели Тарона появились на Армянском нагорье не раньше III века. Эта дата соответствует началу движения многочисленных племен с востока на запад, которое сейчас именуется великим переселением народов. Самым известным племенем, пришедшем с востока в то время, как известно, были гунны. Есть серьезные основания думать, что предками рода Мамиконеанов были именно они - первые тюркоязычные племена, создавшие значительные государственные образования в Европе и на Кавказе. В целом, приход неких "индийских" князей описанный в "Истори Тарона", согласуется с появлением "китайских" легендарных предков рода Мамиконян на Армянском нагорье в III-IV вв.
Гунны также как жрецы бога Гисанэ носили длинные волосы и косы. И западные хронисты считали их безобразными на вид.
ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК
ЛЕТОПИСЬ
«Авары носили длинные волосы, откинутые назад, связанные бечевками и заплетенные в косу, а в остальном наружностью своею они походили на прочих Гуннов».
Мовсеса Каганкатваци о внешнем виде хазар:
"ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК"
«...страшное множество людей безобразных и широкоскулых, без ресниц, которые с длинными распущенными, как у женщин, волосами, мчались верхом на конях».
Прокопий Кесарийский о прическах гуннов:
ВОЙНА С ВАНДАЛАМИ
«Волосы на голове они подрезали вплоть до висков, а сзади они позволяли им свисать без всякой прически очень длинно, как у массагетов. Такую внешность называли также и гуннской модой»
Бритье волос могло быть для кочевников элементом подчинения.
Я как-то писал об этом. Собственно, поэтому могли брить головы у детей, это был знак незрелости и подчиненного положения в семье.
"Чернота" служителей "индийского" бога тоже может объясняться пришествием каких-то племен из Дагестана и северных степей. Зеноб Глак описывал жрецов бога Гисанэ:
«...были они черны, косасты (длинноволосы) и безобразны, потому что по роду (племени) являлись индами».
Но примерно также описывали арабские авторы хазар - наследников государства гуннов в Дагестане.
ал-Истахри "Книга путей и стран"
«Хазары не похожи на Турок; они черноволосы и их два класса: один называются «Карахазары» (А: «Кара-хазар»; С: «Кара-Джур»); они смуглые, даже почти черные, подобно индийцам; другой класс - белый, видный по красоте и наружным качествами».
То есть Истахри сравнивал облик "черных хазар" с индийцами. Что лишний раз доказывает присутствие людей с индийским обликом существенно ближе самой Индии, а именно в Дагестане - историческом центре будущего Хазарского каганата.
Несомненно нужно рассмотреть и возможность местного (анатолийского) происхождения "косматых людей. Известны несколько изображений людей с косами и чубами, которые приписываются хеттам.
Это изображение пленных хеттов из египетской гробницы Хоремхеба XIII века до н.э., где у одного из персонажей отчетливо виден чуб заплетенный в косу.
Еще одно изображение - люди на рельефах из Аладжа-хююка, которые датируются тоже примерно XIV - XIII вв. до н.э.
У человека на лестнице на бритой голове виднеется нечто похожее на двойной чуб, хотя возможно, что это головной убор. У рядом стоящего человека можно разглядеть нечто похожее на аналог тюркского кекила - небольшой хохолок спереди.
Конечно, влияние хеттов на сложение культур Армянского нагорья было огромным. Предполагается, что даже самоназвание армян "хаи" происходит от этникона "хетты". Но все же разрыв во времени между армянами начала н.э. и погибшей цивилизацией хеттов был очень значительным - 1500 лет.
И что важно, армянским хронистам облик косматых жрецов "индийского бога" казался странным и безобразным, что косвенно может указывать на отсутствие подобной традиции на Армянском нагорье в их время.
В следующей части я продолжу рассказ об армянском боге Гисанэ, мы рассмотрим более внимательно сам культ косматого бога, возможно именно он даст ответы на вопросы происхождения языческих богов из хроники "История Тарона".
Первая часть рассказа об индийских жрецах на моем канале Яндекс-Дзен:
Про индусов основавших город Киев