Сурдель Д. и Ж. Цивилизация классического ислама

Jan 03, 2016 01:40



Сурдель Доминик, Сурдель Жанин. Цивилизация классического ислама. Серия: Великие цивилизации. Екатеринбург Изд. У-Фактория 2006г. 544 с. Твердый переплет, Обычный формат.
Когда мы пытаемся понять чужую культуру, мы всегда противопоставляем её себе - «мы-они», «we-they», «Wie-sie», «nous-ills». А как насчёт ислама? Безусловно, эта культура пришла к нам из сожжённого солнцем Хиджаза, и пропитана анархизмом VII в. Но только ли? Ислам замешан также на густом синкретизме сирийской, иранской, египетской, и массы других культур. История классической цивилизации средневекового ислама - это история постоянного обогащения религии и философии, рождающая великие имена. Конечно, в пламени новых воин это наследие брезгливо отвергнуто…
Французские учёные, большие любители создавать межавторские огромные серии на различные темы истории, задумали амбициозный проект «Великие цивилизации». Само собой, для написания этих обобщающих трудов были приглашены главные тяжеловесы французской исторической науки - например, Пьер Шоню сотворил «Цивилизацию классической Европы», супруге Елисеефф изваяли книги о Китае и Японии, Ле Гофф милостиво позволил переиздать свою «Цивилизацию средневекового Запада». Участие в проекте принял даже такой мастодонт, как Жан Делюмо, и то подключился, став автором «Цивилизации Просвящения».
Книгу об исламской цивилизации было поручено написать супругам-исследователям Доминику и Жаннин Сурдель, которые должны были описать основные черты этой своеобразной религиозной культуры. Задача не самая лёгкая - размах слишком велик, от Марокко и Ар-Андалуса до Малайзии и Индонезии. А если учесть, что ортодоксии как таковой в исламе нет, то задача и вовсе становится неподъемной. Авторам обобщающих трудов приходится выделять главное: например, Михаил Родионов («Ислам классический») описывал общую для разных направлений обрядность, Исаак Фильштинский («История арабов и халифата») взял за стержень институт «Халифата». Каждая часть исламского мира самобытна и оригинальна - Египет Фатимидов, Сирия-Утремер в самое разное время, Ирак во времена сельджукского правления…
Супруги Сурдель стараются не искать станового хребта - они настаивают на внутреннем единстве, сопряжённости исламской цивилизации, далеко выходящей за рамки ритуальности. Кто, спрашивают авторы, обладает властью в исламском мире, помимо светских владык? Первым делом, конечно, теологи - если не реальной, то моральной властью точно.
Во вторых? Правоведы - в исламском мире право играет роль едва ли не меньшую, чем религия. Принадлежность кади (судьи) паствы к определенной правовой школе - мазхабу - определяет очень многое в её отношении к шариату и светским властям.
Безусловно, третьей чертой стала авторитарная власть светских владык, основанная, в числе прочего, на господстве натурального хозяйства, вместе с развитым ремеслом и крупномасштабной торговлей, которая и не снилась средневековой Европе.
Впрочем, авторы далеки от того, чтобы не замечать глубоких культурных различий различных регионов исламского мира. Поэтому в качестве «классического» примера исламского общества и государства они берут Халифат - Умаййадов и Аббасидов, вплоть до взятия Багдада монголами в середине XIII века. Как и наши арабисты-исламоведы, авторы стараются не выходить из этих рамок и границ Империи.
Безусловно, широта применяемых междисциплинарных подходов впечатляет. Это и сжатый, но достаточно подробный очерк политической истории Халифата (первая часть), и глубокий анализ теологических и правовых аспектов религии часть вторая. Авторы даже пошли на то, чтобы попытаться построить экономическую модель исламской цивилизации, правда, больше на косвенных основаниях, недели на конкретных данных. Впрочем, исследования итальянца Каэна, главного специалиста по экономике Халифата, они используют весьма часто. Весьма удивила и отличная глава про средневековый арабский город - цельное и лаконичное описание, во многом совпадающее с работами Олега Большакова. Отдельная глава о дворцовом церемониале и его «социологии» написана вполне в духе французской «новой политической истории», изучающей символику и ритуалы власти.
Так что, в целом - очень сильная обобщающая книга об исламской цивилизации. Не апологетическая, не хающая, но и не сухая. Живое и цельное описание далёкой от нас культуры, весьма полезное для тех, кто желает познакомится с подлинными достижениями религии Полумесяца.

ислам

Previous post Next post
Up