"Китай принципами не торгует"

Jan 25, 2012 02:27



Востоковед Саид Гафуров: «Китай не собирается торговать принципами, а Иран разворачивается на Восток»

27 стран Евросоюза вчера приняли решение о введении эмбарго на поставки нефти из Ирана. В Ормузском проливе сохраняется напряжённость. К чему может привести обострение ситуации в зоне Персидского залива?



Анализирует научный руководитель Института прикладного востоковедения Саид ГАФУРОВ:



- Произошла очень интересная вещь, которую в мире почти не заметили и к которой попытались привлечь внимание китайцы. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао для обеспечения своей страны нефтью совершил визиты в Саудовскую Аравию, Объединённые Арабские Эмираты и Катар. В то же время «Женьминь Жибао» вышла с передовицей, в которой отмечались весьма примечательные нюансы, отчего-то не привлёкшие к себе повышенного внимания. А именно: в течение 2011 года, впервые за 60 лет, США превратились в нетто-экспортёра углеводородов.

«Женьминь Жибао» подчёркивает: в то время, когда сохраняется и даже нарастает напряжённость в Ормузском проливе, которая вредна и нефтеэкспортёрам, и развивающимся азиатским экономикам, и европейским потребителям сырья, это практически не касается экономических интересов США. То есть Америка посредством своей антииранской политики, и в частности, инициативы с эмбарго, мало того, что заставила идти у неё на поводу Европу, так ещё и осуществила всё это без малейшего ущемления собственных интересов. Теперь высокие цены на нефть становятся американцам даже выгодны, чего отнюдь не скажешь о том же Китае, Индии и других импортёрах углеводородного сырья.


На недавней пресс-конференции Вэнь Цзябао заявил, что Китай принципами не торгует, поэтому покупал, покупает и дальше намерен покупать иранскую нефть. Японцы также дали понять, что они не присоединяются к эмбарго. Таким образом, Европа наносит экономический ущерб сама себе, Иран же, которому не привыкать жить под всевозможными санкциями, особо не пострадает. Более того, это дополнительно подстегнёт иранцев в деле строительства своих нефтеперерабатывающих заводов, что в перспективе особенно важно, ибо бензин в их стране далеко не самого высокого качества.

В марте в Иране состоятся парламентские выборы. Так вот, объявленное эмбарго, несправедливые придирки и расследования со стороны МАГАТЭ и прочие антииранские действия бьют не по исламским радикалам, а по умеренным политикам. Те, кто в Иране любит бряцать оружием, мечтает распространении по всему миру исламской революции, получают в преддверии этих выборов дополнительные козыри, которые они не преминут использовать. Те же, кто стремился к сближению с Западом, к урегулированию отношений с ним, смягчению напряжённости, по-видимому, проиграют.

В выигрыше наверняка окажутся приверженцы автаркии, а также сторонники «разворота на Восток» - прокитайской ориентации, сближения с Индией, строительства нефтепровода через Пакистан, а может, и через Афганистан.

Китай, который сделает всё от него зависящее, дабы не допустить военного решения конфликта в Персидском заливе, заключил соглашение о стратегическом партнёрстве с ОАЭ, как мог, урегулировал свои отношения с Катаром и Саудовской Аравией. И это, судя по всему, станет одним из самых важных факторов в развитии ситуации в данном неспокойном регионе.

http://file-rf.ru/context/1179

Previous post Next post
Up