Из истории императорского герба Ирана: эра Пехлеви (фрагмент)

Jan 13, 2011 22:51

Глава N+1. Геральдические эмблемы членов династии

Уже после того, как эта глава была в целом готова, мне стал доступен документ, не только подтверждающий изложенные выше наблюдения и выводы, но и расширяющий представления о проведенной в 1971 году геральдической реформе династической символики.

В электронном архиве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС, WIPO) хранится стандартное по форме циркулярное письмо (номер 1234 от 26 апреля 1971 года), которым генеральный директор ВОИС извещает страны-участницы Парижской конвенции по охране промышленной собственности о том, что организация поставила на свой учет очередную порцию символов: отныне международной охране в соответствии со статьей 6ter конвенции подлежат геральдические знаки и официальные флаги (в англоязычном оригинале дано - вероятно, ошибочно - единственное число: official flаg), владельцами которых являются Их Императорские Величества Шахиншах и Шахбану Ирана, а также Его Императорское Высочество Принц Реза Пехлеви. Подателем этой символики в ВОИС циркуляр называет Императорское правительство Ирана: нет сомнений, что оно действовало с санкции главы государства.




Формально ВОИС приняла под защиту конвенции шесть объектов - три геральдических и три вексиллологических (флажных), но поскольку первые «включены» во вторые, к циркуляру приобщены только изображения флагов - они и опубликованы в электронном архиве ВОИС. Четыре из шести, не считая уже известного нам обновленного флага шахиншаха, являются новинками династической символики, прежде не существовавшими - это символика шахбану и кронпринца.

Терминология крайне важна для понимания циркуляра. Его английский оригинал называет основные символы членов династии типовой формулировкой «armorial bearings», которую не следует полностью отождествлять с понятием герба. Только один из трех династических символов является собственно гербом (тот самый «общеимперский» четверочастный щит с сердцевым щитком Пехлеви). Два других знака не имеют признаков гербов, поэтому в их отношении было бы уместно более расплывчатое определение, например - «геральдические эмблемы».

Прежде чем перейти к ним, остановлюсь на императорском гербе, украшающем флаг шахиншаха. Четверть с Фаравахаром здесь выглядит скорее красной, чем геральдически пурпурной, поле с мечом Зульфикаром - и вовсе черным (т.е. таким же, как в старой версии герба), а гора в гербе Пехлеви отчетливо лазоревая, а не золотая и не, как прежде, серебряная. В отсутствие какого-либо официального словесного описания герба, файл из электронного архива ВОИС ставит перед нами вопрос, считать ли такую расцветку образцовой.



На мой взгляд - нет: во-первых, неизвестно, как именно второе и третье поля выглядят на бумажном оригинале, с которого снят скан для электронного архива (т.е. насколько адекватно оказался передан цвет при переводе бумажного изображения в электронное: та же зелень при этом могла затемниться до черноты).

Во-вторых же (и это главный довод против эталонности «файла ВОИС»), и во время персеполисских торжеств, и позднее обновленный герб стабильно предстает с пурпурным и зеленым полями в соответствующих четвертях, а гора - золотой. Число документальных свидетельств в пользу такой расцветки настолько велико, что из двух документов 1971 года именно «императорскую тарелку», а не «файл ВОИС», придется признать более достоверным представлением реформированного герба; иными словами, в итоге устоялась - т.е. стала стабильно употребляться - именно та редакция герба, что показана на тарелке. Я полагаю, что «файл ВОИС» представляет промежуточную (от прежней к новой) версию герба.

Геральдическая эмблема императрицы продолжает серию официальных знаков императорского Ирана, «взывающих» к эпохе Ахеменидов: главный элемент здесь - изображение знаменитого золотого браслета (V век до н.э.), который, как и цилиндр Кира Великого, ныне хранится в Британском музее; мировая известность этого шедевра такова, что его часто называют «визитной карточкой» ахеменидской культуры.



Нередко даже в специальной искусствоведческой литературе всех крылатых монстров без разбору называют грифонами, однако следует присмотреться к каждому из них повнимательнее, чтобы обнаружить неточность такого именования. Так, сообращенные чудища на дужках ахеменидского браслета гораздо сложнее обычного грифона (под которым традиционно принято понимать помесь льва и орла). Звери на браслете имеют тела и рога горных козлов, львиные передние лапы, а также птичьи (орлиные) крылья и нижние - от колена - части ног. Головы их скорее козлиные, но с орлиными «мордами», а шея покрыта не то перьями, не то чешуей.



Считается, что многочисленные полости браслета изначально были заполнены эмалями, цветным стеклом и самоцветами. При создании геральдической эмблемы шахбану эти утраты были частично «восполнены», а вот отчетливо птичьи завершения ног оказались подменены козлиными.



На фото вверху - инкрустированный стол в нынешней парижской квартире императрицы.
Распространенные в искусстве Древнего Ирана химеры были активно востребованы в эпоху Пехлеви не только для государственной и династической символики. Например, когда в начале 1970-х шахбану инициировала регулярное проведение Тегеранского международного кинофестиваля, его эмблемой была выбрана серебряная с золотом рукоять от вазы времен Ахеменидов в форме крылатого козла (см. рис. и фото ниже; по-английски название кинофорума и его премии так и звучит - «Winged Golden Ibex»). Этот младший собрат императрицыных орлокозлов хранится в Лувре.


Со дня коронации 1967 года и вплоть до наших дней шахбану остается вторым (после шахиншаха) и единственным (кроме него) членом династии, кто пользуется венцом, отображающим ее личный статус - императрицы-консорта. Многочисленные тиары и диадемы дам и девиц из рода Пехлеви, надевавшиеся ими по случаю торжественных и официальных оказий, всегда были в чистом виде украшениями, не выполнявшими никаких функций по обозначению положения их носительниц внутри правящего дома и в государственной иерархии (все это справедливо и в отношении тиар и диадем, которыми пользовалась сама шахбану: они были взаимозаменяемы и надевались произвольно - по выбору хозяйки. Ни одна из них никогда не использовалась в качестве эмблемы или ее составной части). Корона же императрицы - единственная в своем роде и по своему назначению: право на нее принадлежит только супруге правящего шахиншаха. У меня нет свидетельств, чтобы право если не носить эту корону, то представляться ею, было распространено на здравствовавшую королеву-мать - супругу Резы-Шаха (нет данных, чтобы она вообще пользовалась какими-нибудь эмблемами - даже простейшими "вензелевыми именами"); в связи со сказанным будет забавно напомнить читателю, что ее имя - Тадж-оль-Молук - переводится как «Царский венец».

Если собственных геральдических корон не было даже у носившей реальные венцы "женской половины" династии, то тем более нечем было ни символически, ни практически "прикрыть голову" принцам Пехлеви.

Вот почему геральдическая эмблема шахбану тоже оказалась вторым и остается единственным официальным знаком императорского Ирана, несущим индивидуальный статусный венец - в геральдической эмблеме кронпринца помещена все та же «общеимперская» корона Пехлеви.



Я не нашел ни одного прототипа этого двуглавого орла и склонен думать, что он не копирует какой-то конкретный артефакт древности, а является составным знаком. Пока могу уверенно утверждать только то, что серебряная солярная «ромашка» на груди орла родственна хварне «коронационного знамени», а орнаментальная кайма по ее периметру знакома нам по дверцам коронационной же голубой кареты: там в такую рамку помещен весь императорский герб.

* * *

Так в ходе подготовки к празднованию юбилея Персидской державы произошла комплексная реформа символики и атрибутики императорского Ирана, состоявшая в изменении деталей и расцветки как собственно родового герба Пехлеви, так и полного герба империи, а также в обновлении флага шахиншаха и учреждении символики шахбану и престолонаследника.

И хотя в результате реформы ни императрица, ни кронпринц не получили полноценных гербов (такая задача, похоже, и не ставилась), а прочие члены рода не удостоились вообще ничего, принципиально важным является уже то, что впервые во многовековой истории шахского Ирана кто-то из членов династии - кроме монарха - обзавелся индивидуальными и стабильными средствами самопрезентации, отличными от символов государства и его главы. Расширение числа династических знаков было продиктовано потребностью обозначить возросшую роль членов правящей семьи - и, прежде всего, императрицы - в качестве если не самостоятельных, то все же автономных игроков на поле политической и общественной жизни Ирана.

И если эмблема и флаг для кронпринца сочинялись явно «авансом» (у 11-летнего ребенка не много поводов воспользоваться ими даже на протокольных мероприятиях), то деятельная императрица, совершавшая многочисленные поездки и инспекции по стране, глубоко вовлеченная в общественную и культурную жизнь (в том числе и на международном уровне), реально нуждалась в обозначении своего статуса визуальными средствами. Так, например, заранее планировалось, что в ходе празднования 25-векового юбилея Персидской монархии шахбану самостоятельно проведет целый ряд приемов, но прежде - лично встретит немалую часть гостей в аэропорту, что предполагает подъем на летном поле флагов гостя и хозяина. Было вполне естественно заранее озаботиться тем, чтобы шахбану ни в чем не уступала своим гостям, среди которых - давно обеспеченная геральдической символикой европейская знать. Вероятно, именно в предвидении подобных церемоний семья Пехлеви предусмотрительно (не позднее марта 1971 года) обзавелась личными эмблемами и флагами.

Подытоживая сказанное, подчеркну: персеполисские торжества стали поводом к созданию символики для императрицы и кронпринца, а соображения протокольного характера, похоже, играли решающую роль, однако причины, подтолкнувшие развитие геральдики дома Пехлеви, лежали глубже и коренились в усилении публичной роли членов династии.



На фото вверху: флаг шахбану на автомобиле во время посещения ею Керманшаха (1975 год).
Внизу - золотой жетон (медаль?) с надписью на реверсе, под геральдической эмблемой императрицы - «Новруз 2537» (1978 год по «шахиншахскому» календарю). Нумизматические справочники сообщают, что эти памятные жетоны чеканились ежегодно, начиная с 1971 года, и предназначались для одаривания императрицей своих придворных накануне нового года. Шахиншах вручал такие же, но со своим профилем на аверсе и полным гербом империи на оборотной стороне.


В отличие от "свадебного герба" Мохаммеда Резы, составленного в 1939 году, учрежденные накануне юбилея империи личные символы императрицы не стали «одноразовыми» (однократно использованными по случаю торжеств). Шахбану постоянно пользовалась ими вплоть до падения монархии и поныне изредка прибегает к этой символике (хотя чаще ограничивается использованием одной только короны или даже вовсе обходится без какой-либо атрибутики своего статуса). Вопрос, принадлежат ли права на эти знаки ее невестке Ясмин (де-юре императрице - супруге главы императорского дома Пехлеви и де-юре шахиншаха Ирана Резы Второго) интересен с геральдико-правовой точки зрения и подлежит отдельному обсуждению.



Вверху слева - скан с бумажного оригинала заявления, размещенного в архиве официального сайта императрицы и сделанного 22 сентября 1980 года в связи с началом ирано-иракской войны. В шапке документа угадывается полный императорский герб, а не эмблема шахбану. Дело в том, что в течение трех месяцев после смерти своего мужа (27 июля-31 октября 1980 года) Фара Пехлеви исполняла функции главы Императорского дома и в этом качестве имела полное право выступать под его гербом; справа - оригинал поздравления императрицей соотечественников с Новрузом-1387 (2008 год).

Иная судьба у пары символов, учрежденных для кронпринца Резы Кира. Мне не удалось найти ни одного свидетельства их использования ни в шахский период, ни в послереволюционный. Я склонен делать вывод, что на практике и сама эмблема, и флаг с нею остались не востребованными ни в протокольных, ни в иных целях. Так, например, золотые памятные медали и жетоны, отчеканенные государственным банком Ирана в 1978 году по случаю 18-летия престолонаследника, обошлись без двуглавого орла, хотя его появление на них было бы вполне уместно.

В настоящее время Реза Пехлеви помещает на своих бланках императорский герб (скорее в качестве родового "изобразительного имени", нежели знака личного статуса) и имеет право на соответствующий флаг. Но глава династии воздерживается от пользования титулом шахиншаха, и не известен ни один случай, когда он воспользовался бы голубым флагом с императорским гербом. Почти все выступления и интервью Резы Пехлеви, сопровождающиеся демонстрацией иранской флажной символики, проходят в присутствии дореволюционного государственного флага с эмблемой вооруженного льва и солнца.

* * *

Обновленная накануне юбилея Персидской монархии династическая символика использовались в неизменном виде вплоть до крушения империи в 1979 году. При этом носители прежней версии герба не были замещены новыми там, где это было возможно; восьмилетнее сосуществование двух редакций одного и того же герба до сих пор порождает путаницу и искажения при его воспроизведении, а герб с ошибками, не соответствующий ни дореформенной, ни последней своей версии, встречается даже в геральдическом обиходе членов самой династии Пехлеви.



Вверху - скан с оригинала поздравления, опубликованного на официальном сайте Резы Пехлеви и адресованного новоизбранному президенту Соединенных Штатов - Бараку Обаме (2008 год). Расцветка герба здесь передана с помощью условной геральдической штриховки (шафировки), и очевидно, что она следует тому же образцу, что и "файл ВОИС" (вертикальные линии во второй четверти обозначают червлень (геральдический красный цвет), а сетка из вертикальных и горизонатальных, видная в третьей, принята для обозначения черного. Тот факт, что де-юре император Ирана использует бланки с таким гербом, не меняет моего представления об ошибочности этой расцветки. Как уже было сказано и показано выше, в последние восемь лет существования империи Пехлеви соответствующие поля изображались пурпурным и зеленым.

(Продолжение следует. Начало - тоже).

* * *

ПРОСЬБА:

Дорогой читатель, для того, чтобы дописать полную историю геральдики Пехлеви, мне очень нужен добровольный помощник, владеющий фотоаппаратом и живущий (или собирающийся оказаться) в Тегеране. Увы, Иран остается не самым популярным направлением для поездок из России, и до сих пор мои попытки найти такого помощника терпели фиаско (быть может, я не там искал). Я ищу именно заинтересованного добровольца: не уверен, что в состоянии оплатить полноценный гонорар профессиональному фотографу.
Быть может, Вы или кто-то из Ваших хороших друзей захочет помочь мне в завершении этого труда.
Все мои координаты даны на главной странице моего ЖЖ: http://heraldic-spb.livejournal.com/profile
Пока эта просьба здесь висит - она остается действительной.
Заранее спасибо за отзывчивость.
Previous post Next post
Up