Ведущая египетская газета "Аль-Ахрам" приводит слова известного мусульманского мыслителя Мухаммеда Имары, который задается вопросом: как случилось, что мусульмано-христианские отношения в стране ухудшились до крайней степени, при том что копты на протяжении четырнадцати веков являлись неотъемлемой частью арабской исламской цивилизации и в значительной мере способствовали ее созданию? По мнению Имары, все дело вновь "в иностранном вмешательстве". Он также отметил, что израильская стратегия в отношении Египта определяется установкой: "Если распадется Египет, то распадутся и все остальные".
Спустя неделю после трагедии в Александрии, где в новогоднюю ночь в коптском храме Двух святых прогремел взрыв, унесший жизни 23 и ранивший 97 человек, большинство египтян продолжают испытывать возмущение произошедшим. По некоторым данным, среди раненых есть и мусульмане.
Характерно, что случившееся в Александрии сразу же было квалифицировано как теракт, однако ни одна организация так и не взяла ответственность за него на себя. Тем не менее, многие усматривают в случившемся след пресловутой "Аль-Каиды", несмотря на то, что египетские власти ранее заявляли, будто "Аль-Каида" не имеет значительного присутствия на территории страны. На возможный след "Аль-Каиды" указывают как минимум две веские причины. Во-первых, нехарактерный для Египта вид теракта - использование террориста-смертника, при том что данный вид терактов широко используется "Аль-Каидой", в частности, в Ираке. Во-вторых, храм Двух святых числится в списке пятидесяти египетских церквей, открыто объявленных мишенью террористов. Такой список был опубликован на сайте организации "Шумух Аль-Ислам", связанной, в свою очередь, с "Аль-Каидой".
Правоохранительные органы Египта убеждены, что заказчики теракта находятся за границей, хотя исполнители, вероятнее всего, - местные экстремисты. За последние шесть лет в Египте произошло шесть терактов, среди которых нападения как на церкви, так и на мусульманские районы Каира. Президент страны Хосни Мубарак в своем обращении к нации заявил, что данное преступление не останется безнаказанным, отметив наличие иностранного следа. "Весь Египет под прицелом. Этот слепой терроризм не делает различий между коптами и мусульманами", - подчеркнул Мубарак.
Египетский миллиардер Нагиб Савирис, представляющий, пожалуй, самую богатую семью страны, объявил награду в 1 миллион египетских фунтов (около 182 000 $) за информацию о заказчиках преступления.
Опасаясь агрессивных ответных действий со стороны коптов, Патриарх Коптской Церкви Шенуда III призвал свою паству к соблюдению спокойствия. Он также выразил уверенность в том, что весь Египет ощутил случившуюся трагедию как свою собственную. Вскоре после трагедии Патриарх Шенуда встретился с исламским духовным авторитетом - главой Исламского университета "Аль-Азхар" Ахмедом Аль-Тайебом, который, в свою очередь, объявил о создании совместной комиссии с участием представителей "Аль-Азхара" и Коптской Церкви. Целью ее работы должно стать разъяснение отношения ислама к другим религиям, в частности - к христианству, а также разрешение спорных вопросов между мусульманами и коптами. "Мусульмане обязаны не только не вредить христианам, но оберегать и защищать их и их церкви", - заявил Аль-Тайеб.
Примечательно, что вследствие Александрийской трагедии наметился конфликт между главой "Аль-Азхара" и Ватиканом. "Неприемлемым вмешательством во внутренние дела Египта" назвал Аль-Тайеб призывы Папы Римского Бенедикта XVI к мировому сообществу вмешаться и защитить коптов. Схожее заявление сделал и министр иностранных дел Египта Ахмед Абульгейт: "Мы не позволим какой-либо иностранной стороне охранять коптов Египта, так как это явится посягательством на абсолютную ответственность нашего государства".
Шейх Мухаммед Аля Абуальазаим, член Верховного Совета суфийских тарикатов, высказал предположение, что за терактом могут стоять израильские спецслужбы. В то же время многие аналитики в Египте полагают, что главной целью террористов являются не столько копты, сколько страна или даже весь арабский регион в целом: провоцирование межконфессиональной розни в Египте способно вызвать к жизни сценарии гражданских войн на религиозной почве в Йемене, Ираке, Ливане и Судане.
Ведущая египетская газета "Аль-Ахрам" приводит слова известного мусульманского мыслителя Мухаммеда Имары, который задается вопросом: как случилось, что мусульмано-христианские отношения в стране ухудшились до крайней степени, при том что копты на протяжении четырнадцати веков являлись неотъемлемой частью арабской исламской цивилизации и в значительной мере способствовали ее созданию? По мнению Имары, все дело вновь "в иностранном вмешательстве". Он также отметил, что израильская стратегия в отношении Египта определяется установкой: "Если распадется Египет, то распадутся и все остальные".
В отличие от предыдущих нападений на христианские церкви в Египте, нынешний случай вызвал не привычные волнения среди коптского населениястраны, а массовые совместные выступления мусульман и христиан, главными лозунгами которых стало утверждение национального единства и демонстрация братской солидарности представителей обеих конфессий. Впервые за долгие годы страна увидела не группы демонстрантов, искусственно собранных правящим режимом для отработки идеологической установки о мирном сосуществовании коптов и мусульман в Египте, а спонтанную реакцию людей, ощущающих боль александрийской трагедии и чувствующих личную потребность в объединении со своими братьями-иноверцами.
В первые дни после трагедии многие жители Каира и других городов вышли в черных одеждах. Практически во всех регионах страны прошли митинги в поддержку христиано-мусульманского единства. Многие мусульмане и копты плакали. Повсюду звучали лозунги "Полумесяц и крест - вместе!"; "Я египтянин и я против терроризма!"; "Ни копт, ни мусульманин, но египтянин!"; "Египет для всех!" В университетах Каира, Александрии, Хелуана, Кены, Минии и многих других городов профессора и студенты организовали шествия по улицам городов в поддержку александрийских семей, потерявших близких из-за теракта.
Большинство египетских пользователей социальных сетей, вне зависимости от конфессиональной принадлежности и в знак протеста против теракта, заменили свои фотографии картинкой креста и полумесяца. Более того, накануне Рождества в среде пользователей социальных сетей был распространен призыв к мусульманам прийти в коптские церкви на Рождественскую службу, чтобы поддержать братьев-христиан и выступить живым щитом в случае атак на храмы. В рассылке говорилось: "Терроризм и террористы хотят разделить нас, хотят, чтобы мы думали "Я мусульманин, а ты христианин" или "Я христианин, а ты мусульманин". Давайте скажем и покажем им, что мы все египтяне, мы все арабы. Мы не делимся на категории, мы кровные братья, мы вместе сражались в войне 1973 года и жертвовали собой во имя друг друга. Мы всегда чувствовали спину друг друга и так будет всегда. Давайте скажем им: "Если вы хотите взрывать, взрывайте нас вместе. Не пытайтесь взорвать мою половину, потому что вторая половина меня останется, чтобы нанести вам удар".
И действительно, несмотря на беспрецедентные меры безопасности накануне Рождественской службы и после нее, множество мусульман пришло в коптские храмы. А на службе в каирском кафедральном храме Коптской патриархии, которую провел Патриарх Шенуда III, присутствовали двенадцать министров, оба сына президента Мубарака, а также большое число знаменитостей - деятелей искусства. Трансляция Рождественской службы велась по центральным каналам египетского телевидения.
Мона Халиль, Каир,
для "Портала-Credo.Ru"