«Блуждающей птице, выброшенной из гнезда, будут подобны дочери Моава у бродов Арнонских («ибо Арнон есть предел Моава» - Суд.11:18).
Аммонитяне и Моавитяне. Эти два легендарных библейских народа испокон веков проживали в Заиорданье. Границей их земель служила река Арнон*. По библейской легенде оба народа произошли от Лота. Библия повествует о дочерях Лота, спасшихся вместе с ним из Содома. Ради сохранения рода дочери допьяна напоили отца и переспали с ним, совершив самый знаменитый инцест в "истории" человечества.
«И жил в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего семя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего семя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне» (Бытие 19).
В дальнейшем библия ещё много раз упоминает потомков Аммона и Моава. По негласном законам израильтянам было запрещено нападать на моавитян и аммонитян. Ни кто из этих народов не мог войти в Израильское общество.
«Проклят Моав, проклят Аммон, ни один моавитянин и ни один аммонитянин не могут войти в общество израильское»
Аммонитянам посвящены несколько глав в Ветхом завете в книгах Исайи, а также в книге пророка Амоса. Практически все библейские пророчества и проклятия, предписанные этим народам сбылись - Равва, столица Аммонитян была сожжена Навуходоносором в 590 году до нашей эры, страна превратилась в пустыню, Аммонитяне стали пастухами и долгое время были под властью других народов, в том числе израильтян. Моавитяне и Аммонитяне упоминаются в исторических источниках вплоть до 7 века нашей эры. Затем их следы теряются среди арабского натиска. Народы ушли в прошлое, но географические название дошли до наших дней. В знак преемственности новой Хашимитской власти в Заиорданье, новая столица получила название Раббат-Аммон или Аман. Город был построен на развалинах древней Раввы. Библейское название Арнона не дошло до наших дней. В наши дни у арабов принято называть Арнон - Муджибом. Как и когда сменилось древнее имя, неизвестно, видимо новое название идёт от корня "джиб" - приносить. На сегодняшний день Муджиб является последней полноводной рекой, впадающей в Мёртвое море - 63 миллиона кубометров в год. Все попытки иорданцев построить дамбу и использовать воды Муджиба в хозяйственных нуждах пока не увенчались успехом. Узкие стены ущелья в низовье реки не позволяют запрудить несущийся с гор поток. Всем понятно, что это только дело времени. Решение будет найдено и вскоре и этот приток будет укрощен. Первые путешественники, посетившие Муджиб в начале века, считали русло непроходимым из-за его неприступных отвесов. Долгие годы русло оставалось совершенно нехоженым, и только в конце прошлого века в ущелья устремились любители каньёнинга. Самую большую популярность снискали нижний Муджиб и его живописный приток Хейдан. Побывать в Муджибе является мечтой любого мало-мальски знакомого с Заиорданским каньёнингом, туриста. Последние годы сделать это не просто - ущелье было объявлено заповедником, и получить официальное разрешение на вход практически невозможно.
Мы долгое время собирали информацию о Муджибе и Хейдане. Не смотря на запрет, есть довольно много израильских хайкеров, которым удалось побывать в ущелье. Многие из них проникли туда нелегально, некоторым удалось получить разрешение от иорданских егерей и пройти нижний участок Муджиба официально. На сегодняшний день ситуация обстоит так:
1) Существует коротенький участок Муджиба возле Мёртвого моря, открытый для всеобщего посещения за 9jd с носа (В прошлом году и он был закрыт из за неудачной попытки возвести дамбу).
2) День пребывания в Муджибе, на участке выше водопада стоит 47jd - 70$.
3) Официально открыты для посещения только низовья Муджиба и 300 метров в низовьях Хейдана.
4) Иорданцы требуют наличия местных гидов, которых у них хронически не хватает. За гида могут взять дополнительные 47jd. Иногда группы впускают без гида, интересуясь только наличием снаряжения.
5) Если вы желаете официально посетить Муджиб, желательно предварительно забронировать местного гида.
6) Самый красивый, нижний участок Хейдана хотят открыть, но непонятно, когда это произойдёт.
7) Ущелье закрыто с 15 октября по 15 апреля из-за опасности паводков.
8) Если вы заходите неофициально и вас ловят, вы платите по 47jd за день пребывания на территории заповедника.
9) Пройти незамеченными со стороны Мёртвого моря невозможно, вернее вас могут не поймать, но о вашем визите будут знать по следам, оставленным на единственном спуске в русло.
10) Со стороны верхнего Хейдана можно пройти, если вас не заметят бедуины. У бедуинов живущих в верховьях Хейдана есть право останавливать нарушителей.
Перспектива быть одаренными местным гидом нас совершенно не прельщала. Поэтому мы решили зайти на разрешенный участок ночью. Мы надеялись успеть посмотреть нижний Хейдан, а если повезёт, то дойти до его верховья. Так как Муджиб находится напротив израильского Эйн-Геди в северной части Мёртвого моря, ехать до него через Акабу было бы огромной петлёй. Поэтому мы решили перейти границу в Бейт-Шеане. Это первый раз, когда мы переходим границу на севере. Оказалось, что все заморочки Ближнего Востока прекрасно сочетаются на этом КПП. Более хаотично спланированный погран-пункт сложно себе представить. Надо быть гением, чтоб понять, в каком направлении его нужно проходить. Даже если вы им являетесь, понять, зачем нужен автобус, пересекающий 50 метров нейтральной полосы, невозможно. Видимо, только для вымывания времени и денег у пересекающих границу людей. Время нужно для того, чтобы заставить туристов купить что-либо в местном Duty-free, а деньги можно сшибать за бесполезную услугу по перевозке. Кроме этого в Бейт-Шеане взимаются дополнительные 10jd за визу. Мало того, на иорданском КПП у нас попросили бакшиш за погрузку багажа в автобус - дожились... На этом пограничные мытарства не закончились. Туристическая полиция забраковала вызванного нами водителя и заявила, что мы обязаны ехать на одном из такси, обслуживающих КПП. Так как мы заявили, что едем в Мадабу, то водителя проинструктировали не высаживать нас нигде кроме указанного нами места. Слава богу, что мы не заявили, что едем в Аман или Акабу. Спорить было бесполезно и пришлось ехать до Мадабы и там искать машину до нужного нам места. Нанятый нами в Мадабе очередной водитель бывал в Хейдане, и мы решили положиться на его опыт.
Дорога, на которую он нас привёз, проходила немного южней предполагаемого подъема. Зато на ней стоял указатель на Хейдан. Указатель усыпил нашу бдительность. В итоге оказалось, что в Хейдан ведут 2 дороги. Первая, самая короткая, это крутая грунтовка, начинающаяся в километре от моста через Муджиб. Вторая, бетонированная, находится на 1.5 километра южнее, она ведёт к домику рейнджеров и прямо от него спускается до пересечения с первой. Конечно же, мы попали на вторую и посреди ночи упёрлись в домик рейнджеров. Пока мы его обходили, мы не заметили спуск в русло и пару часов блуждали по козьим тропам в поисках нужного направления. В ущельи мы оказались только в 7-ом часу утра. Вымотанные после бессонной ночи мы дошли до пересечения Муджиба с Хейданом и завалились передохнуть. Тут-то и появились егеря. По нашим следам в дорожной пыли они прекрасно знали, сколько нас и когда мы пришли. Забавно было увидеть у одного из рейнджеров на посохе наклейку, упавшую с одного из наших рюкзаков. После коротких переговоров стало ясно, что егеря не могут взять с нас входную плату и кому-то из нас придётся идти вниз и платить за всех. Ситуацию спас гид, подоспевший снизу с группой англичан. Он согласился взять с нас плату за вход. При этом оказалось, что нам повезло. Плати мы внизу, нам бы пришлось оплачивать ещё и инструктора. В конечном итоге ситуация сложилась для нас довольно удачно. Мы легально находились посреди Хейдана. Кроме этого, мы смогли оставить у егерей лишние рюкзаки.
Красота Хейдана превзошла все наши ожидания. Такого буйства форм и красок видеть нам ещё не приходилось. Разноцветные, порой огненно красные стены, текущая со всех сторон вода создают фантастическую картину. Термические источники делают воду горячей. Температура некоторых из них доходит до 50 градусов. Порой чувствуешь себя словно в сауне. Идти против потока довольно сложно. Предвкушая поединок с течением, мы решили захватить с собой ласты. Думаю, отморозков с ластами это ущелье увидало впервые. Большинство считает нижний Хейдан проходимым только сверху вниз. Для того чтобы преодолеть водопады снизу, приходится заталкивать друг друга против струи. Первый взбирается наверх и скидывает верёвку. Низовья Хейдана проходятся на одном дыхании. Время перестаёт существовать из-за обилия впечатлений. Когда закончилось узкое русло и начались камыши, было далеко за полдень. Мы хотели успеть пройти нижний Муджиб и спуститься по нему к Мёртвому морю. Пока мы возвращались и паковали рюкзаки, наступило 5 вечера. Мы решили дойти по Муджибу до водопада и там решить по времени, дюлферять или нет. Снаряжения у нас было в обрез. Чтоб не тащить лишнего, мы взяли минимум верёвки и одну обвязку. С такой снарягой спуск с водопада мог затянуться. В 6 вечера в ущелье было хорошо ощутимо приближение сумерек. Мы решили не испытывать судьбу и вернуться. Пришлось бороться с потоком и идти Муджиб вверх по течению до выхода на дорогу. Ущелье в низовьях Муджиба по геологическим меркам очень молодо. Всего 60000 лет. Сложно поверить, что вода прорезала эти огромные отвесные стены за такой короткий срок. Река ещё не успела расширить русло, и поток течёт сквозь узкие, едва вмещающие его стены. Древнее, первоначальное русло Муджиба погребено под огромным слоем осадочных пород, оставшихся со времён ледникового периода. 60000 лет назад Мёртвое море вышло из своих берегов. Уровень воды в нём поднялся на 200 метров и настолько изменил дельту Муджиба, что река так и не вернулась в свое прежнее русло. Морская вода ушла постепенно, оставив за собой гигантские, похожие на мозговые складки наносы. По этим наносам и проходит единственная дорога, ведущая в ущелье. Когда мы вышли по ней на перевал, всё вокруг пылало в последних лучах заката. С перевала открывался великолепный вид на Мёртвое море. Хотелось переночевать наверху, но это всё ещё была территория заповедника. Пришлось спускаться к морю и там искать место для ночлега.
Утро порадовало нас неожиданной для этих мест прохладой. Просыпаться на восточном побережье Мёртвого моря оказалось куда приятней, чем на западном. Вымотанные за предыдущий день, мы спали до упора. Только когда солнце выглянуло из-за гор и обрушило на нас свои испепеляющие лучи, у нас не осталось другого выхода, как проснуться. В запасе был ещё целый день, и мы решили перебраться в Вади Маншала и сделать там короткий круговой маршрут. Неувязки с машиной и расходы на заповедник выжали из нас всю иорданскую наличку. Вади Маншала была в 20 километрах от нас, и мы решили поискать попутку. Вскоре приехали вчерашние рейнджеры и подбросили нас до моста через Муджиб. Егеря дали бесценную рекомендацию: ловить попутки на армейском КПП - армия вам поможет. И армия таки-да помогла. По ведомому только пограничникам принципу они выбирали из общего потока приглядевшуюся им машину и, бросив несколько слов водителю, подсаживали нас. Так двумя группами мы быстро добрались района гостиниц. Вади Маншала находится в 5 километрах южнее гостиницы Мувин-Пик. Если следовать описанию Итай Хавива, то ориентиром должно служить белое строение на побережье Мёртвого моря. На деле строением оказалась серая пограничная вышка. Поднявшись немного по руслу, мы дошли до первых источников. Полуденная жара давала о себе знать. Приходилось зависать у каждой лужи. Вода в ущелье оказалась настолько богатой минералами, что все камни были покрыты толстым слоем белого налёта. Каждый глоток из ручья вызывал у меня рвотные рефлексы. Но пить хотелось сильнее и других альтернатив не имелось. Таким макаром мы прошли несколько километров и поняли, что в этот раз ущелье нам не по зубам. Будет к чему вернуться в следующий раз.
* Во времена Исхода Моисей обошёл земли Моава, так и не давшего ему пройти в Землю Обетованную. Земли аммонитян северней Арнона к тому времени были завоёваны амореями. Поэтому, израильтяне отвоевали их без лишних угрызений совести. Арнон остался границей, но стал отделять моавитян от израильтян.
**
Отчёт о нашей поездки от Михаила Туваля***
Похождения Лёлика, Яна Рыбака и компании