Стамбул это город для жизни, Москва - город для показухи.

Nov 11, 2014 19:51

Вернулся из Стамбула, специально смотрел там на ситуацию с транспортом и парковками.

Первое: город густонаселенный, гораздо гуще, чем Москва. При этом, подавляющее большинство улиц - узенькие, исторические. Поэтому, движение там в основном одностороннее.

Наблюдение: помимо машин на улочках присутствуют такие виды транспорта, которых в Москве в принципе нет - прежде всего, всяческие повозки с мешками и тюками (и не только в той части города, где процветает бизнес челночников), но и в переулках вокруг площади Таксим (популярнейшее туристическое место). Все это, будь оно в Москве, представлялось бы неким адом, но турки не испытывают проблем.

Вызванное такси приезжает ровно к назначенному времени (минута в минуту), большое количество личного транспорта (вполне такого же размера, как в Москве, в том числе и громадные джипы, типа Ниссан Титан) существует в этом пространстве вполне спокойно. Разъезжаются как-то. Главное - не нервничают, все маневры осуществляют спокойно и никто ни на кого не матерится.

Второе: тротуары. Можно считать, что их нет. Метр максимум шириной. Как ни странно, это не представляет неудобства даже на весьма пересеченной местности - постоянно какие-то лестницы, перепады, входы в подвальные помещения и т.д. Ну, вот совершенно без проблем. Прошу заметить, я там был с двумя 10-летними детьми, и в общем-то никаких неприятных ситуаций не возникало. Это при том, что культура поведения водителей там в отношении пешеходов ниже. чем в Москве (банально не пропускают, прут себе и все). Пешеходы: всем не до прогулок, все куда-то спешат. Да, в общем-то и правильно, зачем гулять вдоль проезжей части? Это ж чистый идиотизм.

Поэтому, даже вдоль относительно широких дорог, где тротуар шире, увидеть гуляющих людей нельзя, турки и туристы занимаются этим приятным делом на пешеходных улицах, например Истикляль (вроде нашего Арбата). Впрочем, по ней ходит старинный трамвай, и иногда проезжают одинокие авто. Есть исключения, это некоторые улицы с широкими тротуарами. Они отделены от проезжей части чугунными невысокими столбиками. Смысл этих тротуаров - на них расположены кафе (вернее, выносная часть кафе и ресторанов, расположенных на первых этажах домов). то есть, для прохода вдоль проезжей части оставлен все тот же метр.

Запрет парковки: редкое явление. Паркуются везде, где свободно, и нигде я не видел знака платной парковки. Некоторые узенькие переулки на ночь заставляются автомобилями полностью, включая проезжую часть. Мы, как раз жили рядом с таким переулком, и знаете, это даже удобно, он автоматом превращается в пешеходную зону, ведь машины там стоят, а не едут, а значит и ходить там безопаснее.

Вернувшись вчера в Москву, а сегодня по ней поездив на своей машине, и уже намучившись с парковкой рядом с домом сына (нет мест даже платных, а из машины надо было тащить кучу вещей), я сформулировал главное отличие Стамбула от Москвы:

Стамбул это город для жизни, Москва - город для показухи.

Стамбул суетливый и тесный, но удобный, а Москва громадная и широкими улицами, но фантастически неудобная. Во-многом, это еще и благодаря тому, что малый бизнес в Москве задушен. В Стамбуле ты вышел из дома, и за 100 метров обошел магазинчик продуктов, сотовой связи, сувениров, лавку ремонта техники, прачечную, автозапчасти, с десяток баров, кафе и ресторанов на любой кошелек, закуток соковыжимальщика и мороженщика, и среди всего этого еще минигостиницы и аппарт-отели ютятся, я уж не говорю о вездесущих торговцах бубликами и печеными каштанами, которые возят свои маленькие повозки даже в самых тихих переулках и зазывают купить у них товар.

Общественный транспорт: он недешевый, но он везде. За 4 дня мы объездили все концы города. Ну, например, с площади Таксим мы ездили в район Флория в аквариум. Так вот, садишься в маршрутку и за 4 лиры с человека (чуть меньше 2 долларов) доезжаешь минут за 20-25 туда (а это 20 км расстояние). Обратно - садишься на обычный автобус и доезжаешь до Галатского моста, где садишься на трамвай, доезжаешь до конечной, там переходишь прямо на пероне на подземный фуникулер, и вот ты снова на Таксиме. Принцевы острова - не проблема, точно также на фуникулере, а потом на корабле (будем считать речной трамвай), который стоит 5 лир с человека (те же 2 доллара с копейками).

Общественный транспорт комфортный, тихий, удобный, и даже вот тот исторический трамвай, ходящий по улице Истикляль (аналог Арбата) - это транспорт, а не просто аттракцион. Вот и выходит, что власти Стамбула заботятся о том, чтобы миллионы туристов могли перемещаться по городу максимально удобно и быстро, а 16 миллионов граждан Стамбула могли обеспечивать всю эту массу туристов товарами и услугами, что абсолютно нереально без автомобилей.

И, ни один, зараза, чиновник, почему-то там не подумал "а как было бы круто сделать тротуары по 10 метров шириной, платные парковки, а остальные места для парковки запретить вообще, и пустить по городу сотни эвакуаторов".

Поэтому, мать вашу, г-да чиновники, Москва стоит в пробках, а пешеходы умирают от удушья в исчерпавшем ресурс по проходимости метро, а Стамбул процветает.

(с, Кирилл Ладыгин)

заграница нам поможет

Previous post Next post
Up