В понедельник 17 марта инициатива по отмене мигалок на машинах чиновников собрала 100 тысяч голосов на сайте Российской общественной инициативы. Напомню, что идея создания подобного ресурса шла непосредственно от Владимира Путина, который в 2012 году написал программную статью «Демократия и качество государства», в которой предложил рассматривать в парламенте гражданские инициативы, собравшие более ста тысяч подписей в интернете.
Начало работы РОИ было положено Указом Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», а 4 марта 2013 года Указом Президента РФ № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса „Российская общественная инициатива“» было положено начало проекта.
2 апреля 2013 года портал Российской общественной инициативы был открыт. Третьего апреля 2013 года на РОИ появилась наша инициатива по отмене мигалок на машинах чиновников. Вчера она собрала положенные 100 тысяч голосов, чем доказала свою актуальность и важность для граждан России.
Идея, положенная в основу РОИ, понятна, прозрачна и действенна. Граждане, до этого не обладавшие правом изменить свою жизнь самостоятельно, могли объединиться, доказать актуальность своей проблемы для государства и изменить ситуацию не на площади в битвах с ОМОНом, а цивилизованным путем с использованием обратной связи и общественного диалога. Этот механизм позволяет направить энергию недовольства граждан не на улицу с коктейлем Молотова, а в конструктивное русло. Это очень важно для власти в целом, так как позволяет не просто выпускать пар, а вращать турбину с определенным КПД, которая вырабатывает полезное действие.
И вот мы доказали значимость для всей страны проблемы мигалок. Вторая идея, широко обсуждавшаяся в сообществе и родившаяся в жесткой дискуссии (наказывать нарушителей с использованием данных с видеорегистраторов
https://www.roi.ru/1518/) набрала чуть меньше 80 000 голосов. Теперь мяч на стороне государства и Владимира Путина лично. И судьба Синих Ведерок, как общероссийского гражданского движения тоже в его руках. К сожалению, это голосование своего рода ultima ratio, последний доступный гражданский и правовой довод, который мы использовали.
Напомню, что Синие Ведерки создавались именно как гражданское движение, которое намеренно дистанцировалось от политики. Это позволило создать уникальное сообщество, состоящее из совершенно разных по политическим взглядам людей. В Ведерках состоят люди, которые поддерживают Путина, которые критикуют Путина, которым безразличен Путин. Как бы не казалось странным, но эти люди, которые не могут друг друга терпеть в обычном формате общественного дискурса, легко находят общий язык в рамках идеи Синих Ведерок. Мы все разные, но мы вместе. Ничего подобного я лично не наблюдал в общественном поле Российской Федерации как до появления Ведерок, так и за последние годы. Ведерки предложили дружить за полезное дело и много адекватных людей охотно на это предложение откликнулись.
Тем не менее, в движении всегда существовало много людей, которые считали, что проблема мигалок носит не гражданский характер, а политический. Отличие этих точек зрения в истоке существования мигалок у чиновников. В корне проблемы. Если вы считаете, что мигалки не зависят от политического строя и существуют в отдельной плоскости, то вы считаете, что проблема мигалок исключительно общегражданская. Если же вы считаете, что мигалки существуют как политическая воля конкретного человека или партии, сознательно предоставляющей привилегии, то вы относитесь к тем, кто видит корень проблемы в политике. До последнего момента мы старались придерживаться общегражданского видения проблемы. Но сейчас ответ на этот вопрос будет дан предельно четко, ясно и однозначно.
Владимир Путин, который явился создателем сайта Российской Общественной Инициативы, косвенным образом взял на себя и ответственность за те инициативы, которые соберут 100 тысяч голосов граждан. Pacta sunt servanda. В случае с мигалками ситуация становится черно-белой. Ответ на вопрос, какой характер носит проблема привилегий чиновников на дорогах будет дан самим Путиным. Если мигалки и дорожные привилегии чиновников отменят, это покажет, что идентификация проблемы привилегий сословия чиновников, как общегражданской и не политизированной была верной. В каком то смысле, это будет еще и историческим решением, так как во все времена и во всех формах существования России у чиновников существовали разные привилегии в передвижении. Были колокольчики, гербы, фары, потом появились мигалки. Отменить привилегии правящего класса - по настоящему исторический выбор.
И совершенно обратный вывод можно будет сделать, если мы увидим отказ или молчание, которое можно приравнять к отказу отменить привилегии касты чиновников. В этом случае, ответ на вопрос - является ли проблема мигалок политической, - звучит однозначно да. К сожалению, я лично буду вынужден признать поражение. В течение четырех лет я последовательно убеждал людей в том, что мигалки являются внеполитической проблемой. Мигалки в головах. Но после сбора 100 тысяч подписей на портале, который создан по инициативе Президента, в случае отказа отменить мигалки я скажу, что я был неправ. Также, это покажет абсолютную бессмысленность и бесполезность самого РОИ, как инструмента.
Это, безусловно, повлияет и на Синие Ведерки, так как превратит общероссийскую гражданскую инициативу в политическое движение, которое борется за власть, как единственный оставшийся инструмент, чтобы реализовать собственные идеи по управлению страной. Голосование на РОИ было последним доступным гражданским инструментом. Это, безусловно, повлияет и на мою жизнь, так как политикой заниматься я искренне не хочу, что приведет к персональной замене лидеров движения. Политикой будут заниматься уже другие люди. Не я. Также, я буду вынужден покинуть все общественные советы, в которые вошел за эти четыре года, так как не вижу оснований находиться в них, представляя политическое, а не гражданское движение.
Но это те самые два варианта развития событий. Белый и черный. Ситуация поляризовалась и нуждается в ответе кто есть кто. Ответ последует достаточно быстро. Но сигналы от сословия чиновников уже начали поступать. Вячеслав Лысаков, депутат государственной думы от Единой России и, по иронии судьбы, организатор движения в поддержку Олега Щербинского, который в 2005-м году попал в ДТП с мигалкой губернатора Евдокимова, который ехал 200 км/ч по встречке и врезался в машину Щербинского, которого потом осудили на 4,5 года колонии, Лысаков сообщил, что "ни один человек в России за пределами Садового кольца не выражает озабоченность спецсигналами".
Мы услышали.