Интервью с Татьяной Лазаревой
1) Хотели бы Вы (или считали бы себя вправе/обязанной) ездить на машине с мигалкой при определенных обстоятельствах? Если да, то при каких?
ТЛ: Есть, конечно, специальные, совершенно чрезвычайные ситуации, когда нужно к кому-то срочно приехать, в первую очередь, на помощь. Но это касается милиции, скорой помощи и пожарных. Я думаю, что я уже вряд ли когда-то стану пожарным, хотя, конечно, мечтать можно до конца жизни. Такая красивая мечта. А так, не думаю, что ценность моей помощи будет настолько важна, чтобы мне пользоваться спецсигналом.
2) Считаете ли Вы мигалку привилегией?
ТЛ: Да, безусловно. Причем, привилегией такой, которой можно гордиться, хвастаться на уровне, я не знаю, спецпропусков или золотых часов. Но это привилегия среди определенного круга людей. Я в таком кругу не вращаюсь, но примерно представляю себе, кто это.
3) Может ли чиновник пользоваться служебным автомобилем в нерабочее время? В личных целях? Если да, то при каких обстоятельствах?
ТЛ: Естественно, обстоятельства у людей бывают разные. Если речь идет о жизни человека, близкого, да и не близкого, то, разумеется, может. Но, во-первых, этим не нужно злоупотреблять, а во-вторых, нужно в таких случаях объяснять, почему это произошло, что была за ситуация. Объяснять публично, особенно, если это стало известным. Ничего страшного тут нет, уж суд Линча то никто не будет устраивать. Мы все-таки цивилизованные люди.
4) Нарушают ли чиновники правила использования спецсигналов? Как, по Вашему мнению, можно с этим бороться?
ТЛ: А я вообще не понимаю, какие могут быть тут правила? Когда все едут по одним, общим правилам, а кто-то едет по своим правилам - то тут какие правила работают? А бороться с этим нужно сообща, что уже и происходит потихоньку.
5) Что Вы думаете о перекрытиях? Оправдана ли потеря времени стоящими в них людьми важностью дел чиновников, ради которых устраиваются перекрытия? Кому, по Вашему мнению, положено перекрытие?
ТЛ: Честно говоря, моему уму это непостижимо. То есть, в принципе, важность дел любого человека, независимо от того, чиновник он или учитель, достаточно велика, и нет никакого повода ставить свои дела выше других. Так что все эти перекрытия - это ужасно, и лучше было бы направить все усилия на то, чтобы сделать Москву более удобной для проезда. Вот проблема, которая совсем не решается. Я считаю, что в нормальной ситуации, когда дороги нормально функционируют, никаких перекрытий быть не должно, и их не будет. Когда-нибудь такое случится.
6) Как, по Вашему мнению, можно повысить общую культуру вождения? Есть мнение, что нужно начать с мигалок и «блатных», тогда со временем и общая культура вождения повысится. Другое мнение - водители со спецсигналами просто «козлы отпущения», а повышать культуру нужно снизу, начиная с рядового водителя, "исправление" же мигалок ничего не исправит. Какая точка зрения Вам ближе?
ТЛ: Я в силу своего воспитания считаю, что начинать в любых случаях нужно, разумеется, с себя. Сначала смотреть, что ты можешь в себе изменить, а потом уже нападать на всех остальных. Но в данном случае, я, собственно, сама была пару месяцев назад в такой ситуации, меня заставляли при пустой дороге уступить левую полосу, и это, конечно, совершенно ужасно. Почему они так поступают, я не понимаю. Так вот, в данном случае я не считаю, что я должна была как-то сильно обращаться к себе и уступать. Это была совершенно наглая, провокативная вещь, и здесь я бы, конечно, задумалась на месте этого человека о том, почему он так себя ведет. В общем, все должны начинать с себя, и мы и они.
7) Как Вы относитесь к ситуациям, в которых люди не пропускают мигалки (не имеются в виду автомобили срочных служб)? И, в целом, когда люди целенаправленно создают помехи мигалкам, нарушая ПДД?
ТЛ: Вот у меня был один единственный случай, и я поступила очень неправильно, вредно, и не уступила довольно наглому водителю дорогу, но я при этом ехала в своем ряду, ничего не нарушая, и меня тоже можно было спокойно объехать, ничего не нарушая, там была абсолютно пустая дорога. Но на самом деле, мы все находимся за рулем, и, разумеется, если я увижу, что мои маневры издевательские будут создавать какую-то опасность для остальных машин, то я, как водитель аккуратный, не буду лезть на рожон, и доказывать, что он верблюд, а не я. В этом смысле я не нарушитель такой - ярый, но я люблю, чтобы на дорогах все по-честному было.
8) Ваше отношение к деятельности Общества Синие ведерки?
ТЛ: Я не скажу, что я глубоко в эту деятельность погружена, но, естественно, живя в Москве, и близко к Садовому кольцу, я частенько наблюдаю эту деятельность. И мне кажется, что они на правильном пути, в том смысле, что если есть какие-то законы, которые не устраивают большинство, то эти законы нужно менять. И, если даже считать Синие Ведерки меньшинством, то зачастую, ведь бывают такие ситуации, когда меньшинство выражает мнение большинства. А вообще нужно открыто обсуждать возникающие проблемы, а не строить догадки - меньшинство это или большинство. Не нужно строить друг другу козьи морды на предмет - вот мы считаем, что вы - меньшинство, а мы - большинство.
предыдущие интервью:
с Сергеем Мироновымс Борисом Кагарлицкимс Борисом Акунинымс Борисом Гребенщиковым