Вчера случайно наткнулся в Интернете на информацию, связанную с новыми случайно раскрывшимися фактами непристойного поведения очередного «гугу» (ИСККОН). Факты оказались не подтверждёнными, поэтому можно было бы вообще не обращать на эту информацию никакого внимания, однако насторожил тот факт, что людей, готовых верить в подобного рода информацию и активно участвовать в её обсуждении становится всё больше и больше. Само по себе для материального мира это, конечно, так же не является чем-то необычным, но вот загвоздка - обсуждение-то это происходит не на пустом месте - проблема заключается в том, что фактов случайно выявленных непристойностей таких с позволения сказать «гуру» существует предостаточно и новые факты появляются достаточно регулярно - и данный случай заставил ещё раз серьёзно задуматься именно над этой проблемой. По этому вопросу Равиндра Сварупа прабху ещё в 2000-м году достаточно честно признался:
«Сейчас GBC стал очень, очень слабым. Главные причины этого - падение духовных учителей и упадок духовного авторитета в целом. Это относится к саньяси, гуру и членам GBC. Эти три категории тесно переплетены между собой и все они имеют весьма сомнительную репутацию. Отречённый уклад жизни - саньясу - везде теперь называют порочным - мы слышим это постоянно. Люди крайне подозрительно относятся к гуру - все ждут, когда падёт следующий из них. В ИСККОН витает ощущение, что мы сами не знаем, в каком направлении двигаться дальше». (ЕМ Равиндра Сварупа прабху, председатель GBC, ISKKON Communication Journal, # 8.1, январь-июнь 2000 года).
После небольшого размышления над этими вопросами, я решил поделиться этой информацией с одним моим другом - преданным, и вот что он ответил:
«Очень убедительно все преподнесено, так что если это «чёрный пиар», намеренная клевета, то сделано это достаточно продуманно, и даже профессионально. На первый взгляд эта информация кажется правдой, продуманы детали - живой разговор, все эти приемы. Дыма без огня не бывает, а реакция людей, на полном серьёзе обсуждающих данный случай, говорит о том, что люди легко готовы в такое поверить - о том, что к этому «гуру», как практически и ко всем остальным, у многих нет доверия».
Я ему написал такой ответ: «Вообще сейчас доверие ко всем этим т.н. «лидерам», «гуру» практически полностью потеряно из-за их цинизма, элитарного умонастроения, высокомерного отношения к рядовым преданным, отстранённости от решения тех важнейших проблем, которые они должны решать, вообще отказа от выполнения своих самых важных обязанностей, а так же из-за откровенной лжи, которой они часто пытаются оправдать своё нежелание выполнять свои наиболее важные обязанности».
В связи с этим я вспомнил один случай, который достаточно ярко характеризует личность этого так называемого «гуру», о котором идёт речь. Этот случай я описываю далее.
Когда к нам в Ярославль в 2003 году приехал этот так называемый «проповедник», о котором говорится в «посте», готовящийся тогда получить статус инициирующего гуру (он стал вторым русскоязычным «проповедником», получившим статус «инициирующего гуру»), мы воспользовались возможностью и рассказали ему о происходящем в Ярославле, однако, как и в случае всех остальных заезжих «проповедников» не увидели в его реакции ни капли обеспокоенности - так, как всегда, мы ни с чем и ушли. На следующий день он проводил класс по Шримад Бхагаватам, на котором произошло весьма показательное событие, достаточно глубоко раскрывшее суть данной персоны.
Местный ярославский главарь - главный виновник творящегося в Ярославле беззакония, находясь, по своему обыкновению, в злом расположении духа, ничуть не скрывая своего ненавистнического отношения к тем, о ком он хотел сказать - к десяткам жестоко оскорблённых им преданных, не желавших мириться с учиняемым им беспределом и бесчинством, задал лектору весьма показательный вопрос, отражающий суть его отношения к преданным и суть его личности. Он с вызовом, в том числе по отношению к некоторым из присутствовавших преданных, зло и ядовито спросил: «А что делать, если я у них прошу прощения, а они меня не прощают!».
Психологи говорят, и это абсолютно правильно, что содержание слов несёт не более 10% их смысла. Основной смысл несёт интонация, с которой произносится сказанное и мимика, а так же жесты. Так вот, данный субъект задал вопрос с такой интонацией и с таким выражением лица, что его невербальное значение имело совершенно иной смысл. Он как бы говорил: «я бы их всех поубивал». Преданные опешили не столько от самого вопроса, сколько от интонации, с которой он был задан. Однако ответ на вопрос был ещё более обескураживающий. Ответ «лектора» был такой: «О, так это и не вайшнавы вовсе, если они простить не хотят». Заметьте, ещё вчера мы обо всём подробно рассказали этому «проповеднику», и он знал суть конфликта. Тогда у меня буквально вырвалось: «Бхактивинода Тхакур пишет о том, что попросить прощения можно телом (поклон), словами (просьба о прощении) и умом (раскаяние). Если нет третьего фактора - раскаяния, то первые два бесполезны, поскольку, по-существу, будут лицемерием. В данном случае, даже если такие прецеденты и имели место, но в них отсутствовала главная составляющая - очевидно, поскольку негативные тенденции грубого и агрессивного отношения к преданным продолжает нарастать и усугубляться. Сегодня этот оскорбитель мог попросить прощения, что, в общем-то, было большой редкостью с его стороны, и, скорее, исключением из правил, а завтра, если преданные вновь поступают не так, как ему нужно, он вёл себя ещё более вызывающе и агрессивно. Да речь даже не идёт о том, чтобы прощать или не прощать, мы, в соответствии с рекомендациями вайшнавского этикета, стремимся лишь отойти на безопасное расстояние, чтобы не провоцировать субъекта, пребывающего в столь агрессивном умонастроении. Таким образом, мы заботимся, в том числе и о его безопасности». Моё замечание рассердило лектора. Он гневно и авторитарно заявил: «вы видите зелёные яблоки, а я вижу, что это яблоки, и это яблоки, которые когда-то созреют. Вы, делаете акцент на том, что эти яблоки незрелые, а я делаю акцент на том, что они - просто яблоки, которые когда-то станут зрелыми яблоками». Тогда я заявил, что я говорю не о проблеме зрелых или незрелых яблоках, а о том, что существует другая проблема - плодожорка, которая испортит любое яблоко на любой стадии его зрелости - она испортит как незрелое, так и зрелое яблоко. Нетрудно догадаться, что речь шла о проблеме вайшнава-апарадх. В самом деле, в соответствии со Священными Писаниями, вайшнава-апарадха - это отнюдь не признак незрелого преданного служения. Вайшнава-апарадха способна полностью разрушить росток преданного служения на любой стадии его развития. Это простейшие, основные уроки начального вайшнавсого образования - материал программы для бхакт (бхакта программ). Вряд ли этого не знал лектор. Скорее он, во что бы то ни стало, хотел продемонстрировать свою лояльность существующей власти, в первую очередь в лице наиболее влиятельного её представителя - представителя GBC по нашему региону. Судя по всему, лектор действовал исходя из простого понимания, что любое неосторожно сказанное им слово, показывающее его не совсем лояльное отношение к существующей власти, может существенно повредить его дальнейшей карьере. Очевидно, это было совершенно неудобно для него с политической точки зрения. При этом он и не думал осторожничать в своих высказываниях относительно Справедливости и Истины - то, что он сказал - откровенная ложь, его слова, сказанные им с вьяса-асаны входят в грубейшее противоречие с наставлениями Сваященных Писаний и ачарьев. Судя по всему, его это мало интересовало, а так же совершенно не интересовала дальнейшая судьба тех, кто, услышав такие слова с самой высокой трибуны - с вйаса-асаны, кто, не обладая достаточной проницательностью и вдумчивостью, мог принять, и реально принял эту откровенно лживую информацию за чистую монету. Тем более, похожее умонастроение демонстрировалось практически многими функционерами и приезжающими сюда «проповедниками». Хорошо зная о ситуации, за несколько лет, начиная с середины 90-х годов, вплоть до настоящего времени, практически никто из них не сказал даже полслова поперёк творящегося беззакония. Так, к сожалению, действия многих т.н. «преданных» показывают, что они так и считают - ничего страшного нет - в непочтительном и неуважительном, вызывающем, агрессивном отношении к преданным, в психологическом насилии над ними, переходящем, иногда, в физическое насилие, в клевете на них. Что подобного рода тенденции - всего лишь какие-то мелкие недостатки, которые с течением времени уйдут. Да, мы согласны, что это может быть так, если к этому правильно относиться. Что значит, по моему представлению, правильно относиться? Признавать эти проблемы, и действовать в ходе их разрешения в соответствии со Священными Писаниями, а не цинично заявлять, что проблем, в общем-то, никаких не существует.
Кто-то может возразить, может быть то, что сказал с вьяса-асаны этот «проповедник», было результатом некоторой необдуманности, неосторожности с его стороны. Но вйаса-асана - это не место для таких утверждений, особенно в том случае, если эти утверждения так и остаются не исправленными. На ошибку имеет право каждый, важно другое - отношение человека к собственной ошибке. Если бы этот «проповедник» действительно был бы достойным приемником Шрилы Прабхупады, он нашёл бы в себе мужество извиниться перед преданными, исправиться. Он должен был разъяснить суть вопроса подробно, с учётом высокой степени его актуальности, принципиальности и важности. Более того, осознавая свою ответственность перед Шрилой Прабхупадой и преданными, он мог бы взять на себя хотя бы какую то ответственность за разрешение происходящих событий. Куда там! Ничего этого, этот человек, даже и не собирался делать. Вместо того чтобы исправиться, скромно извиниться после того, как я выразил сомнения по поводу его слов он, чувствуя, что оспорить справедливость моих доводов будет невозможно, высокомерно заявил: «Ну ладно, делайте, что делаете, но делайте это как вайшнав». Что конкретно я делал не как вайшнав, это осталось не озвученным. Я согласен, что в процессе противостояния столь пагубным тенденциям я совершал и продолжаю совершать много ошибок. Но ведь это надо разъяснять, а не просто делать какие-то сомнительные, далеко идущие утверждения, да ещё, к тому же, публично. Ведь по причине существующих тенденций к подобострастию такие утверждения существенно влияют на имидж человека и сильно усложняют его взаимоотношения с другими преданными.
После этих событий уверенность МП в собственной безнаказанности стала быстро возрастать, причём прямо пропорционально его агрессивности. Вскоре МП жестоко избил преданного, ударив его так, что тот потерял сознание и изо всех сил пиная, затем, его, находящегося в бессознательном состоянии, ногами по лицу. Необходимо спросить у того, о ком только что шла речь: это, по его мнению, тоже незрелые яблоки? Какова степень ответственности в произошедшем за всё это время, в том числе и в упомянутом только что случае, тех, кто не остановил МП вовремя, а, наоборот, заигрывая с ним, как бы продолжал потакать его опасным наклонностям?
Итак, человек, о котором здесь идёт речь, в ситуации, имевшей чрезвычайно принципиальный характер, показал свою готовность говорить с самой высокой трибуны - с вйасаасаны - вещи, в корне противоречащие вайшнавской философии, культуре и этике. Как же нам относиться к этому?
В связи с этим, необходимо рассказать о том, что Шрила Прабхупада Сам говорил по этому поводу.
Один раз один преданный спросил у Шрилы Прабхупады: «Некоторые из так называемых гуру повторяют кое-что из того, что говорит Кришна, но они дают и другие наставления. Что представляют собой такие люди?».
Шрила Прабхупада: «Они чрезвычайно опасны. Чрезвычайно опасны. Они беспринципные приспособленцы. Своими наставлениями они стараются угодить каждому своему клиенту. Подобный человек не гуру, а лакей. Он старается услужить своим так называемым ученикам и последователям, чтобы те остались довольны им и продолжали бы поддерживать его. Настоящий гуру не слуга своих учеников - он их хозяин. Если кто-то становится слугой своих учеников, чтобы лестью заслужить их поддержку, то он не гуру». (Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада «Путешествие вглубь себя», раздел II «Сверхсознание», глава «Вечная религия»).
Мне кажется, что демонстрируя такой образ действий, такие с позволения сказать «проповедники» способствуют разрушению тех ценностей, которые привнёс в нашу жизнь Шрила Прабхупада и исподволь (осознанно или неосознанно) навязывают нам совершенно другие ценности. Уверен в том, что если к этим тенденциям не отнестись адекватно, они могут быть причиной дальнейшего этического вырождения нашего Движения в деструктивный культ, прикрывающийся названием «Общество Сознания Кришны», что по мнению некоторых инициирующих гуру ИСККОН уже давно произошло, вот несколько высказываний, подтверждающих данную мысль:
• «Поскольку от членов GBC уже никто не ждёт, что они способны предпринять необходимые меры для предотвращения существующих отклонений, прежде чем они выльются в катастрофу, то для ответственных членов ИСККОН, похоже, не остаётся иного выхода, кроме как сделать эту информацию максимально доступной, то есть опубликовать её в Интернете. Каким бы болезненным и ужасным представление всей этой информации не оказалось, по крайней мере это раскроет правду об отклонениях и предупредит преданных об опасности попадания в ловушку культа, действующего под именем ИСККОН» - ЕС Бхактивикаша Свами цитата из электронной переписки через сервис для вайшнавов «Pamho.net», 23.03.2003, текст РАМНО 7160564.
• «Так ИСККОН, который должен был освободить мир от ложных религий, сам деградировал до дешёвого культа, превратившись в апасампрадаю и настоящее посмешище, дискредитировав Шрилу Прабхупаду и всю парампару», - ЕС Бхактивикаша Свами цитата из электронной переписки через сервис для вайшнавов «Pamho.net», 23.03.2003, текст РАМНО 7160564.
• «То, что было сделано (и не сделано) советом GBC и его членами в этом году, крайне огорчило меня. Я вижу последовательную, решительную деятельность, которую я считаю оскорбительной с духовной точки зрения, отклонением с философской точки зрения, низкой с этической точки зрения и неразумной с прагматической точки зрения», - ЕС Джайадвайта Свами, отчёт по саньясе 2006-2007.
• Основатель Движения за возрождение ИСККОН и главный редактор журнала «Обратно к Прабхупаде» Кришнакант прабху называет организацию, до сих пор называющуюся Международным обществом сознания Кришны, «стремительно деградирующим культом» - Журнал «Обратно к Прабхупаде», Специальный обзорный номер, передовая статья главного редактора.
• «Я и все члены GBC нанесли огромный урон Движению Сознания Кришны...», - Тамал Кришна Госвами - слова, сказанные на открытой дискуссии, состоявшейся 3 декабря 1980 года в доме Нрисимхананды даса в Топанга Каньоне, шт. Калифорния, США, данная дискуссия была записана на пленку.
• Репутация GBC в глазах обычных преданных упала ниже некуда», - ЕС Бхактивикаша Свами 22 июля 2000 г.
• Главная проблема заключается в том, что совет GBC должен следить за деятельностью ИСККОН, а его члены не выполняют своих надзирательных функций адекватно. Поэтому многие лидеры не действуют строго в соответствии с указаниями Его Божественной Милости», - Прахладананда Свами, 30 августа 2006 г.
• «Как-то я ехал с преданными в микроавтобусе, погруженный в мысли о проблемах нашего общества, пребывая в некотором унынии. Посмотрев в окно, я увидел старый подгнивший пень на обочине шоссе. Это был очень большой пень - судя по его размерам он остался от огромного дерева. Из пня пробивался новый зеленый побег - несомненно, его потомок. Неожиданно я понял значение этого символа. В ответ на мое отчаяние пришла надежда: «Наше движение выживет в любом случае, какая бы трудная ситуация не сложилась. Беспокоиться не о чем. Но внешняя форма ИСККОН может так или иначе измениться, старое уйдет и предоставит место новому», - цитата из книги ЕС Пурначандры Свами «Скрытые препятствия на пути Бхакти».
Однако, вопреки ожиданиям Пурначандры Свами, пока что всё «старое» и чрезвычайно неблагоприятное не хочет уходить и уступать место «новому» и благоприятному, более того, имеющиеся проблемы всё больше усугубляются год от года - циничный произвол, беззаконие и безнаказанное насилие над преданными, широко распространённые в данной организации на протяжение многих последних лет, со временем лишь усиливаются и появляются там, где раньше их не было. Лично я верю в то, что будет так, как предрёк Пурначандра Свами, однако пока что предпосылки к этому достаточно слабые и для того, чтобы его ожидания оправдались предстоит очень много сделать.
Первоисточник здесь:
https://vk.com/docs?oid=-63208001