Беловежская узкоколейная железная дорога (Kolejka leśna Puszczy Białowieskiej) - одна из четырёх сохранившихся на территории Польши лесовозных узкоколейных железных дорог и, во времена максимального развития, наиболее протяжённая из них. Из исходных 360 км рельсового пути колеи 600 мм в настоящее время используется всего 17 км, однако, железная дорога вполне достойна посещения при наличии свободного времени.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005fp4z/s640x480)
Пассажирский поезд подают на посадочную платформу станции Хайновка
Беловежская узкоколейная железная дорога (УЖД) пересекает национальный парк с соответствующим названием. Для Польши Беловежская Пуща - это главный лес страны, однако, с моей точки зрения, это самый обычный лес, каких много и в Польше, и в России. Следовательно, Беловежскую УЖД можно считать главной достопримечательностью Беловежской Пущи.
История Беловежской узкоколейной железной дороги
Лесная промышленность в Беловежской Пуще была развита во все времена, однако активная заготовка древесины началась во времена I мировой войны, когда в 1915 году немцы начали строительство лесопилок и завода по химической переработке древесины (в уголь технического и медицинского назначения, смолы, метиловый спирт и т.д.) в деревне Хайновка. Для вывоза леса было принято решение о строительстве сети железных дорог колеи 600 мм, и уже в 1916 году было построено 85 км магистральных железных дорог и до 200 км временных путей - усов, паровозные депо в Хайновке и Грудках, управление дороги и ремонтная база в Хайновке.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005gkeq/s640x480)
Схема железных дорог Беловежской Пущи
Скорость строительства Беловежской УЖД была обусловлена использованием труда 1200 немецких профессиональных строителей и военных, 3000 российских и французских военнопленных, местного населения. Для размещения строителей в Хайновке был построен целый город из деревянных бараков. Главной задачей строителей была скорость постройки сети железных дорог, потому на их качество внимания не обращали - пути укладывали на грунт, без насыпей и выемок, огибая неровности рельефа, мосты и путепроводы выполняли деревянными. Для работы на железной дороге из Германии было привезено 10 паровозов и большое количество лесовозных вагонов - сцепов.
Штат Беловежской УЖД в 20-е годы XX века включал около 1000 человек, за год железная дорога перевозила более 1 млн. м3 древесины. Всего за время оккупации во время I мировой войны немцы вывезли из Беловежской Пущи около 5 млн. м3 древесины.
В феврале 1919 года немцы покинули территорию Беловежской Пущи, практически полностью разобрав Беловежскую УЖД. В том же году в правительстве II Польской Республики было создано управление лесовозных железных дорог, которое начало восстановление Беловежской УЖД. К 1924 году сеть Беловежской УЖД по состоянию на 1919 год была восстановлена и приватизирована английской компанией "The Century European Timber Corporation", которая продолжила эксплуатацию железной дороги и строительство новых путей.
В 1929 году длина путей Беловежской УЖД достигла своего исторического максимума - 360 км, в том числе постоянных путей (магистралей) - 200 км. В том же году железную дорогу национализирует правительство II Польской Республики и организует отдельное управление лесовозных железных дорог Беловежской Пущи.
Несмотря на большую протяжённость железной дороги, культура производства была невысока - погрузка дерева на вагоны осуществлялась вручную, грузовая работа на станциях осуществлялась ручными лебёдками. Паровозов не хватало, и угля для них тоже не хватало, потому в качестве топлива использовали срубленную на месте древесину. В результате паровоз не развивал необходимой мощности и поезда ходили со скоростью пешеходов.
В 30-х годах XX века на Беловежской УЖД появились первые пассажирские вагоны (туристические и жилые - для проживания бригад лесорубов), передвижная мастерская, вагон-столовая и вагоны пожарного поезда. Все вагоны были выполнены своими силами в мастерских УЖД в Хайновке.
Наличие специальных туристических вагонов на Беловежской УЖД в то время объяснялось тем, что первый президент II Польской Республики Юзеф Пилсудский любил охотиться в Беловежской Пуще, а для поездок по лесу использовал как поезда с паровозом и вагонами, так и мотодрезину. Мотодрезина Юзефа Пилсудского сохранилась и в настоящее время находится в Варшавском музее железнодорожного транспорта (отделение в Сохачеве).
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005hz63/s640x480)
Дрезина Юзефа Пилсудского (Сохачев, 11.12.2010)
К началу II мировой войны на Беловежской УЖД работали 24 паровоза, годовой грузооборот составлял около 1 млн. м3 древесины. Численность штата железной дороги зависела от сезонных работ и достигала 1500 работников, в том числе 35 инженеров. Для проживания работников в Хайновке за счёт предприятия были построены 6 домов.
Во время II мировой войны железная дорога не менее активно, чем до войны, перевозила древесину. Кроме того, Беловежскую УЖД использовали для военных сообщений и для борьбы с местными партизанами. Последнее даже потребовало постройки бронепоезда - один паровоз и несколько вагонов узкоколейки обшили бронёй. За всё время оккупации немцы вывезли из Беловежской Пущи около 5 млн. м3 древесины.
После войны на Беловежской УЖД первым делом был организован регулярный пассажирский поезд сообщением Хайновка - Беловежа, поскольку линия колеи 1435 мм этого сообщения во время войны получила значительные разрушения. Новая граница между Польской народной республикой и Советским Союзом прошла примерно посредине Беловежской Пущи, так что единая Беловежская УЖД оказалась разделена на две части - с польской стороны осталось 158 км путей (из 360 км), 9 паровозов (из 24), 82 лесовозных сцепа, 3 пассажирских вагона и 12 товарных вагонов. Всё остальное было передано Советскому Союзу. К сожалению, сведения о дальнейшей судьбе части Беловежской УЖД, оставшейся со стороны Белоруссии, неизвестны. В настоящее время от этой части железной дороги остался один плакат около деревни Каменюки с напоминанием о том, что в этой местности когда-то была разветвлённая сеть железных дорог. По некоторым трассам узкоколейки на территории Белоруссии проложены асфальтированные дороги.
В послевоенные годы грузооборот Беловежской УЖД был таким же значительным, как и до войны, ежегодно железная дорога перевозила более миллиона м3 древесины. Рекордным по грузообороту стал 1955 год, когда из Беловежской Пущи было вывезено более 2 млн. м3 древесины.
В 70-х годах XX века на замену паровозам пришли немецкие тепловозы V10C, которых было закуплено всего 9 штук (из них 3 работают и в настоящее время). Последний грузовой поезд с паровозом Tx-200 прошёл по путям Беловежской УЖД 22 декабря 1974 года. В то же время было построено новое депо, пункт экипировки тепловозов и управление дороги.
К сожалению, к концу 70-х годов объём грузоперевозок уменьшился, что было обусловлено истощением лесов Беловежской Пущи, соответственно уменьшилась протяжённость путей Беловежской УЖД. Небольшие объёмы леса из Беловежской Пущи узкоколейка вывозила вплоть до начала 90-х.
Современное состояние Беловежской узкоколейной железной дороги
Новейшая история Беловежской УЖД - это история развития железнодорожного туризма. В 1991 году, к 75-летней годовщине существования дороги, собственными силами был восстановлен паровоз Tx-112 и построены открытые и закрытые пассажирские вагоны. А 7 июля 1991 года на трассу от Хайновки до Топила (11 км) выехал первый туристический поезд.
В 1999 году железная дорога сменила оператора - новым владельцем Беловежской УЖД стало лесничество Хайновка, а в 2001 году для туристических перевозок был открыт участок Хайновка - Постолово (6 км). С тех пор ежегодно в летний период 4 раза в неделю из Хайновки отправляются пассажирские туристические поезда. Если к отправлению поезда собирается более 40 пассажиров - поезд едет до Топила, если меньше - до Постолова. По предварительной договорённости с Беловежской УЖД возможно формирование специального поезда в любое время года.
В 1992 году Беловежская Пуща была занесена в перечень мирового наследия ЮНЕСКО, что в целом оказало положительное влияние на Беловежскую УЖД - значительная часть сооружений железной дороги (сохранившаяся к тому времени) попала под охрану Беловежского национального парка. Большое количество разнообразного подвижного состава сохранилось на станциях Хайновка, Топило и Глушец, причём последняя не имеет сообщения с Хайновкой по причине плохого состояния пути и используется в качестве музея подвижного состава.
В 2006 году по инициативе лесничества Хайновка был разработан проект капитального ремонта пути и организации движения пассажирского туристического поезда по маршруту Беловежа - Хайновка - Постолово - Глушец (около 40 км). К сожалению, этот проект до сих пор не реализован по причине протестов экологов.
Ежегодно железная дорога перевозит более 15 тыс. пассажиров.
От Хайновки до Топила
Моя первая поездка на поезде сообщением Хайновка - Топило состоялась 24.07.2008. В тот год во время летнего отпуска я посетил четыре польские узкоколейки, проехав поездами (в основном) по маршруту Екатеринбург - Москва - Львов - Пшемысль - Цисна (Бещадская лесовозная железная дорога) - Жешув - Пшеворск (Пшеворский подъездной путь,
http://ru-uzd.livejournal.com/174316.html) - Краков - Белосток - Элк (Элцкая узкоколейная железная дорога) - Хайновка (Беловежская УЖД) - Гродно - Москва - Екатеринбург.
Для посещения сразу двух узкоколеек северо-востока Польши (в Элке и Хайновке) в числах 22-25.07.2008 я остановился в столице Полесья - городе Белостоке, расположенном примерно посредине между Элком и Хайновкой и имеющем хорошее транспортное сообщение с Гродно, куда дальше лежал мой путь.
Белосток и Хайновку разделяют 64 километра, так что для того, чтобы попасть на утренний поезд до Топила, из Белостока пришлось выехать (на автобусе) в 6 утра. В принципе, до Хайновки можно доехать и на поезде, но поезда в этом "краю зубров" ходят нечасто.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005k731/s640x480)
Станция Хайновка широкой колеи выглядит заброшенной
От станции Хайновка широкой колеи 1435 мм до станции с аналогичным названием узкой колеи 600 мм нужно идти около километра. Когда-то их соединял подъездной путь колеи 1435 мм, а на станции Хайновка Беловежской УЖД был организован перегруз леса на вагоны широкой колеи, но в настоящее время следов этой деятельности не осталось.
Уже на подходах к станции Хайновка Беловежской УЖД встречаются различные образцы подвижного состава, установленные в виде памятников.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005pqy5/s640x480)
Лесовозный сцеп в роли памятника
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005qa2k/s640x480)
Паровоз HF в роли памятника
На путях станции стоит большое количество разнообразного подвижного состава - пассажирские вагоны, платформы, грузовые вагоны, путевой струг. Весь подвижной состав находится в отличном состоянии.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005ra5w/s640x480)
Путевой струг
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005sh1a/s640x480)
Закрытые пассажирские вагоны
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005txc1/s640x480)
Открытые пассажирские вагоны
Депо было открыто, внутри стояли два тепловоза V10C, ремонтируемый пассажирский вагон и шестиместная мотодрезина.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005wh0k/s640x480)
Депо
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005x3fb/s640x480)
Тепловозы V10C в депо
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005ya20/s640x480)
Ремонтируемый пассажирский вагон
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0005z9py/s640x480)
Шестиместная мотодрезина
Кроме депо на Беловежской УЖД имеются ещё два небольших здания, расположенных рядом с посадочной платформой - кассы и туалет.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/000604bh/s640x480)
Билет на поезд
В 9.30 к посадочной платформе подошёл поезд из двух вагонов, которые тут же были атакованы туристами, поскольку сидячих мест в вагонах было заметно меньше, чем туристов. Чуть позже к поезду подцепили ещё два вагона, и тогда места всем хватило.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/00061ty0/s640x480)
Интерьер открытого пассажирского вагона
В 10.00 поезд сообщением Хайновка - Топило отправился в путь через Беловежскую Пущу. Всё время в пути поезд идёт не останавливаясь по прямой через леса, поляны и болота. Из искусственных сооружений в пути встретились несколько небольших мостов через речки и путепровод линии широкой колеи 1435 мм Хайновка - Беловежа.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/00062xtd/s640x480)
В пути до Топила
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/00063wpc/s640x480)
Путепровод линии широкой колеи Хайновка - Беловежа
Сразу же по въезду в Беловежскую Пущу обнаружилось неприятное явление - гнус. Такого количества разнообразных жалящих насекомых в Польше я больше нигде не встречал. Потому на подъезде к Топилу было лишь одно желание - как можно раньше выйти из поезда. Причина очевидна - значительная часть территории Беловежской Пущи заболочена, что отражается в том числе и в названии населённого пункта - Топило.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/00064z5s/s640x480)
Источник гнуса Беловежской Пущи
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/000654qa/s640x480)
Болото у лесного посёлка Топило
На станцию Топило поезд прибыл в 11.00, затратив на путь протяжённостью 11 км один час времени. Таким образом, средняя скорость поезда составила 11 км/час, что вполне нормально для железной дороги колеи 600 мм.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/00066ka2/s640x480)
Поезд прибыл на станцию Топило
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/000673xw/s640x480)
Поезд на станции Топило
Лесной посёлок Топило был создан в центре Беловежской Пущи при строительстве железной дороги как посёлок лесорубов. В настоящее время в посёлке проживает несколько десятков человек, основным занятием которых является обслуживание туристов, посещающих Беловежскую Пущу, а также охрана государственной границы, проходящей в нескольких сотнях метров от посёлка.
Станция Топило имеет два достаточно протяжённых пути и тупик, на котором установлен паровоз Ту-3811, пассажирский вагон и несколько лесовозных сцепов. На посадочной платформе имеется навес. Напротив посадочной платформы расположен бар "Ostatni Grosz" ("Последний грош"), в котором в летнее время вечерами ежедневно звучит живая народная белорусская музыка.
На станции Топило поезд стоит час, и большая часть туристов этот час проводят в баре. Я же отправляюсь дальше - рассматривать станционную инфраструктуру. Тем временем на станцию прибывает ещё один, специальный поезд из Хайновки (тепловоз V10C и два вагона). Машинисты решают нетривиальную задачу обгона сразу двух составов двумя тепловозами на двух путях.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/00068hhd/s640x480)
Пути станции Топило совсем заросли травой
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/000697bb/s640x480)
На станции Топило маневрируют сразу два состава
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0006ag4y/s640x480)
Перерыв в манёврах, машинист пьёт пиво (в Польше это нормальное явление)
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0006bes7/s640x480)
Подвижной состав в тупике станции Топило
Далее иду по путям в сторону Белоруссии. Пути заканчиваются на приграничной дороге, используемой пограничниками для охраны государственной границы. За границей, обозначенной забором из колючей проволоки, на территории Белоруссии, путей не видно.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0006c1w6/s640x480)
В том лесу за полянкой - территория Белоруссии
По возвращении на станцию остаётся ещё немного времени для осмотра моста через речку Лесную (Leśna) и прогулки по болоту по насыпи железной дороги.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0006dqw1/s640x480)
Мост через речку Лесную
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0006e8ae/s640x480)
Болото у лесного посёлка Топило
В 12.00 поезд отправляется в обратный путь до Хайновки. Наученный горьким опытом общения с гнусом при поездке по Беловежской Пуще в открытом вагоне, обратно еду в закрытом вагоне.
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0006fw08/s640x480)
Интерьер закрытого вагона
![](http://pics.livejournal.com/nauczyciel/pic/0006grbs/s640x480)
Ещё один вид Беловежской Пущи
Обратная дорога до Хайновки также занимает час времени, и к 15.00 доезжаю на автобусе до Белостока.
Поездка по Беловежской УЖД 24.07.2008 оставила сложные впечатления. Из положительных моментов - знакомство с ещё одной узкоколейкой, из отрицательных - обилие гнуса и незначительная продолжительность поездки (всего 11 км). Собственно Беловежская Пуща не произвела на меня никакого впечатления - лес как лес, не более того.
Специально на Беловежскую УЖД, наверное, ехать не стоит, но если есть время по пути из Польши в Белоруссию остановиться на границе - посетить эту узкоколейку вполне можно.
А.А. Косяков
доцент ФГБОУ ВПО "Уральский государственный университет путей сообщения"
г. Екатеринбург