Источники -
http://www.computerra.ru/91530/siriuscolour/ ,
http://www.computerra.ru/92081/siriusdogons/Автор -
Дмитрий Вибе Цвет Сириуса: первая легенда ярчайшей звезды ночного неба
Зима в наших широтах - время, когда мы можем наблюдать ярчайшую звезду ночного неба, Сириус, альфу Большого Пса. Она заметно превосходит по видимому блеску остальные звёзды, особенно видимые из северного полушария. Звёздная величина Сириуса равна -1.47m, а следующая по яркости северная звезда, Арктур, имеет величину всего -0,04m, что соответствует разнице блеска больше чем в 3,5 раза. Не удивительно, что в мировоззрении различных народов Сириус часто занимал особое место и уж как минимум не оставался незамеченным.
Сейчас мы знаем, что яркость Сириуса является следствием его близости к Солнцу. Сам по себе он является звездой не то чтобы заурядной, но и не особо выдающейся. Находись он с Арктуром на одном и том же расстоянии, уже Арктур казался бы почти в пять раз более ярким. Тем не менее у Сириуса немало примечательных черт, одной из которых является его спутник - объект с весьма необычными свойствами. Он очень тусклый (звёздная величина - 8,50m, что соответствует различию светимостей на четыре порядка), но по массе уступает Сириусу всего в два раза, так что называть его спутником можно лишь с долей условности: на самом деле он и Сириус вращаются вокруг общего центра тяжести. Теперь подобные объекты считаются конечным продуктом эволюции звёзд, недостаточно массивных, чтобы в конце жизни вспыхнуть как сверхновая. На заключительном этапе такая звезда какое-то время существует в виде яркого красного гиганта, а затем сбрасывает с себя оболочку, оставляя постепенно остывающее ядро, которые мы называем белым карликом.
Спутник Сириуса - Сириус B - является именно белым карликом. Это означает, что некоторое время назад в систему Сириуса входило две нормальных звезды, причём та, что стала Сириусом B, была массивнее Сириуса, и потому её эволюция закончилась быстрее. Ничего особо экзотического в этой истории нет: похожей структурой, например, обладает система соседа Сириуса по небу, Проциона (Малый Пёс). Но в случае Сириуса банальная история звёздной пары обросла легендами, равными которым не может похвастаться ни одна друга звезда. Что, впрочем, объяснимо: Сириус является ярчайшим постоянно присутствующим объектом звёздного неба. Основные легенды таковы: 1) Сириус раньше был красным; 2) о Сириусе B неведомым образом знало африканское племя догонов.
О красном Сириусе написано очень много, но особо следует рекомендовать две статьи Роджера Чераджиоли (Ceragioli) -
1995 и
1996 годов. Этой же проблематике посвящена третья глава книги «Sirius Matters» Ноя Броша.
Говоря о красноте Сириуса, ссылаются главным образом на астронома Птолемея, который в «Альмагесте» назвал Сириус красноватым, и на философа Сенеку, считавшего цвет этой звезды более выразительным, чем цвет Марса. При желании намёки на окрашенность Сириуса можно найти и у некоторых других античных авторов. В новой Европе эту странность первым отметил профессор теологии из Лёвенского университета Либер Фруамон, в 1632 году удивлённо прокомментировавший соответствующее высказывание Сенеки: «Да видел ли ты когда-нибудь Сириус, Сенека?!» В 1760 году более серьёзного отношения к себе окраска Сириуса заслужила в статье английского учёного Томаса Баркера. Статья посвящена изменениям в свойствах звёзд, и Сириус упомянут Баркером в качестве примера звезды, переменившей цвет на протяжении пары тысячелетий.
С тех пор отношение к некогда существовавшей красноте Сириуса колебалось от серьёзного до насмешливого, но к консенсусу так и не пришло. Проблема состоит ещё и в том, что греческие и римские источники, в которых Сириус называют красным, как будто заслуживают доверия, однако в современных им китайских и персидских источниках он описывается как голубовато-белая звезда, то есть такая же, как сейчас.
Несмотря на это расхождение, красноте Сириуса неоднократно пытались подыскать астрофизическое объяснение, считая её реальным явлением. На рубеже XIX-XX веков реалистичным казалось изменение цвета самого Сириуса, поскольку оно вписывалось в тогдашнее представление о звёздной эволюции. Согласно этому представлению, звезда светит за счёт энергии, выделяющейся при гравитационном сжатии. По мере сжатия она разогревается и из красной вполне может превратиться в белую, перейдя из области красных гигантов на главную последовательность. Однако эта теория, как мы теперь знаем, несостоятельна. И тут, конечно, приходит на ум спутник Сириуса - белый карлик. Сам Сириус пока не был красным гигантом, но, может быть, Птолемей, Сенека и их современники видели Сириус B в эпоху его последнего расцвета? Это тоже вряд ли: красный гигант не просто одномоментно превращается в белый карлик; этот переход сопровождается сбросом части вещества и образованием планетарной туманности. Все попытки найти возле Сириуса хоть какие-то следы этого процесса успехом не увенчались. Да и температура Сириуса B соответствует возрасту белого карлика 10-100 млн лет.
Остаётся предположить, что Сириус по каким-то причинам казался красным. Джон Гершель в XIX веке высказал предположение, что между нами и Сириусом в начале первого тысячелетия находилось небольшое межзвёздное пылевое облачко. Однако это объяснение не проходит: облачко не только сделало бы излучение звезды красным, но и существенно ослабило бы его. Например, количество пыли, необходимое, чтобы сделать Сириус таким же красным, как Альдебаран, ослабило бы его до третьей звёздной величины. Вряд ли столь тусклая звёздочка привлекла бы к себе внимание древних наблюдателей. Между тем Сириус независимо от цвета всеми авторами уверенно именуется самой яркой звездой на небе.
Сейчас красноту Сириуса чаще всего объясняют тем, что он преимущественно привлекал к себе внимание на восходе, вблизи горизонта, когда на его цвет сильно влияла земная атмосфера, хотя это объяснение тоже не лишено недостатков. Основной из них - тот же, что для объяснения цвета звезды межзвёздным поглощением: делая Сириус красным, атмосфера одновременно делала бы его тусклым. Конечно, древнеегипетский жрец, ожидавший появления Сириуса как признака приближающегося разлива Нила, замечал его, несмотря на тусклость, однако человеческий глаз способен различать цвета лишь самых ярких звёзд. При «обычном» состоянии атмосферы в тот момент, когда Сириус становится достаточно ярким для этого, он имеет жёлтый, а не красный цвет. Дуглас Уиттет в 1999 году
предположил, что в сухой местности возможны ситуации, когда Сириус может покраснеть до уровня Бетельгейзе, Альдебарана, Арктура и других ярких красных звёзд, оставаясь сравнимым с ними по яркости. Правда, сам Птолемей вёл наблюдения на побережье Средиземного моря, но «Альмагест» представляет собой компилятивный труд. Что если часть, касающуюся красного Сириуса, Птолемей почерпнул в другом источнике, точнее, у наблюдателя из более засушливой местности? На такую возможность указывает и тот факт, что в другом своём сочинении, «Тетрабиблосе», Птолемей среди красных звёзд Сириуса не упоминает. Свидетельством в пользу «атмосферного» объяснения Чераджиоли называет упоминаемую некоторыми авторами переменчивость цвета Сириуса, что также указывает на наблюдения вблизи горизонта. Сторонникам атмосферного объяснения возражают, что ни другие яркие белые звёзды (например, Канопус, который виден из Египта), ни планеты таких воспоминаний о себе не оставили. Но Сириус ведь был на особом положении!
Надо признать, что у профессиональных астрономов эта проблема вообще особой озабоченности не вызывает. Хотя время от времени (с интервалом во многие годы) в научной литературе и появляются попытки или призывы изменить теорию звёздной эволюции, чтобы вписать в неё красный Сириус, предположу, что большинство моих коллег об этой проблеме не задумываются, а то и просто не знают о ней. В конце концов, то, что в популярной литературе звучит как «Античные авторы считали Сириус красным», на практике сводится к двум ультракоротким цитатам из Птолемея и Сенеки да к трём-четырём ещё менее внятным намёкам, которые допускают иное толкование.
Спутники Сириуса: вторая легенда ярчайшей звезды ночного неба
В конце концов, подумаешь - красный Сириус. Нет, лёгкий аромат тайны, конечно, присутствует: был местами красным, стал везде белым… Но всё равно это только физика, будь Сириус хоть зелёным в крапинку. Добавят астрономы в свои уравнения пару нелинейных слагаемых - и окажется, что никаким иным, кроме как сначала красным (или зелёным в крапинку), а потом белым, Сириус и не мог быть. Не-ет, это семечки; есть легенда и покруче.
В конце 1830-х годов, как поэтически сказал о том Джон Гершель, «стена, отделяющая нас от Вселенной, была сломана сразу в трёх местах»: Бесселем, Струве и Гендерсоном были проведены первые измерения расстояний до звёзд. Для этого использовался метод параллаксов, подразумевающий точное определение звёздных координат, причём не просто одноразовое определение, а мониторинг на протяжении длительного времени.
Решая эту задачу для Сириуса, в 1834 году Фридрих Бессель получил неожиданный побочный результат: оказалось, что Сириус отклоняется от траектории, которую ему предписывает его собственное движение. К 1844 году, проведя множество собственных измерений и собрав сведения из прошлых публикаций, Бессель пришёл к выводу, что эти изменения имеют периодический характер и связаны с наличием у Сириуса невидимого спутника. Как я уже писал в прошлой колонке, догадка эта блестяще подтвердилась: у Сириуса действительно есть компаньон, не то чтобы невидимый, но очень тусклый, слабее 8-й звёздной величины. Он был обнаружен Альвеном Кларком 31 января 1862 года в солидный 18-дюймовый рефрактор.
Спутник обращается вокруг Сириуса с периодом около 50 лет по довольно вытянутой орбите: видимое угловое расстояние между Сириусом A и Сириусом B варьируется примерно от трёх до 11 угловых секунд. Это не так мало: две пары звёзд в системе эпсилон Лиры, например, разделены расстояниями чуть больше двух секунд и различимы в любительский телескоп. Однако в случае с Сириусами ситуация осложняется колоссальной (четыре порядка) разницей в блеске. В 1840-е годы белый карлик находился вблизи периастра, то есть максимально близко к звезде. Увидеть его у Бесселя не было шансов, несмотря на его высочайшее мастерство наблюдателя.
И что бы вы думали? Опытнейшего астронома Бесселя обошло африканское племя догонов, обитающее на территории государства Мали. Для европейского мира эта история началась в 1931 году, когда из Франции в Африку (значительная часть которой была тогда французской колонией) отправилась этнографическая экспедиция, в число участников которой входил Марсель Гриоль. Во время этой экспедиции он познакомился с племенем догонов, и интерес к ним не оставил его до конца жизни (Гриоль умер в 1956 году).
Гриоль и его сотрудница Жермен Дитерлен опубликовали большое количество исследований религии и ритуалов племени догонов, в которых Сириусу отведено довольно мало места, но именно эта звезда обеспечила работам Гриоля и Дитерлен мировую известность. Суть загадки составляет не Сириус A, не заметить который на небе трудно, а наличие в системе догонских верований спутника Сириуса. Вот что написано о нём в основном труде Гриоля и Дитерлен - книге «Бледный лис»: «Звезда фонио, po tolo, вращается вокруг Сириуса, sigi tolo. Один оборот занимает 50 лет. Это самая важная из всех звёзд, играющая ключевую роль во всех спиральных звёздных мирах… Она представляет собой остаток крови всех вещей, что были ею порождены. Звезда po tolo - наименьшая из всех вещей; это самая тяжёлая звезда… Если бы её диаметр был сравним с размером коровьей шкуры, она весила бы столько, сколько весит поклажа 480 мулов… Движения po tolo удерживают все звёзды на их местах… Она заставляет их оставаться на своих траекториях. В частности, она управляет траекторией Сириуса». Фонио - это разновидность проса, возделываемая в тех местах. Латинское название этого растения - digitaria exilis, отсюда иногда встречающееся название для гипотетической звезды догонов - Дигитария. В
другой известной статье Гриоля и Дитерлен на рис. 3 приведена эллиптическая орбита Дигитарии. В «Бледном лисе» утверждается также, что планеты, по мнению догонов, вращаются вокруг Солнца.
Эта совокупность фактов, действительно, несколько поражает. Маленькая тяжёлая звезда, эллиптическая орбита, период вращения вокруг Сириуса 50 лет, спиральные звёздные миры… Притом что возможность наблюдения Сириуса B невооружённым глазом абсолютно исключена! Означает ли это, что глаз догонов был каким-то образом вооружён? Масла в огонь подлил Роберт Темпл, опубликовавший в 1976 году книгу «Тайна Сириуса», в которой изложил астрономические познания догонов в общем контексте их мифологии и пришёл к однозначному выводу: догоны получили сведения об устройстве Вселенной от представителей внеземной цивилизации, прилетевших с Сириуса. Память об их посещении сохранилась в космологии догонов в виде мифа о сотворении мира. Эта версия, по мнению Темпла, не имеет конкурентов, потому что других объяснений быть не может.
Другие варианты, однако же, есть. Так уж устроен научный разум, что он не примет экстремального объяснения, пока не будут исчерпаны более «материалистические» объяснения. Среди них наиболее популярна гипотеза о «культурном вмешательстве». Исследования других антропологов показали, что догоны, не живущие в изоляции, охотно заимствуют чужие сказания, включают их в собственную систему, забывая (возможно, намеренно) о факте заимствования. Место обитания догонов часто посещалось и посещается европейцами, так что возможность рассказать догонам об астрономии представлялась неоднократно. Противники этой версии задаются вопросом, с чего бы это вдруг миссионеры или путешественники стали посвящать африканское племя в столь тонкие материи, как спутник Сириуса.
И здесь возникает занятный вариант: не был ли этим человеком сам Гриоль? О познаниях догонов мы знаем практически исключительно со слов Гриоля и его ученицы, а у них среди антропологов было и остаётся немало противников. В одном из благожелательных фильмов о Гриоле, «По следам бледного лиса», его метод получения информации назван методом последовательных приближений: Гриоль не просто единожды записывал сказанное ему, но многократно повторял расспросы до тех пор, пока ему не становился ясен смысл рассказа… или пока ему не удавалось приблизить рассказ к собственному заранее сформированному пониманию. Иными словами, исследования Гриоля могли быть примером того, как наблюдатель сам влияет на результаты наблюдения.
В экстремальной форме эта точка зрения выражена в
статье профессора Утрехтского университета Вальтера ван Беека 1991 года. Согласно ван Бееку, также проведшему значительное время среди догонов, ему ни разу не удалось услышать что-то, что подтверждало бы утверждения Гриоля, в частности об астрономических познаниях догонов. Это связано с тем, что Гриоль приехал в Африку не столько изучать тамошние народы, сколько доказывать собственные представления о них, об их сложной религии и развитой космологии. При этом предполагаемые познания догонов в некоторых аспектах подозрительно напоминают астрономическую картину мира 1930-х годов. В частности, именно в это время появилось довольно много публикаций о наблюдениях третьего компонента системы Сириуса. И такой спутник упоминается в «Бледном лисе» как звезда emme ya tolo. Однако последующие, более тщательные наблюдения наличия второго спутника (Сириуса C) не подтвердили.
Ван Бееку возражают, что тайные знания - на то и тайные, что их не открывают всем подряд. И то, что ему не удалось услышать ничего о Сириусе, нисколько не противоречит рассказам Гриоля, ибо Гриоль был посвящён в «закрытую» часть мифологии, о которой не знают простые догоны. С третьей стороны, пресловутое посвящение Гриоля называют чуть ли не классическим примером этнографической мистификации, жертвой которой первым пал сам Гриоль, коему, возможно, просто хотелось, чтобы что-то такое произошло. Как пишет тот же ван Беек, в африканской практике часты случаи, когда представители племён чувствуют, что хочет услышать от них исследователь, и начинают подыгрывать ему.
Понятно, что таким образом можно объяснить любые загадки. Но повторю: консерватизм - обязательная часть науки. Поэтому космические познания догонов, как и упоминания красного Сириуса, в «большой» астрономии особого внимания не привлекают, как и многие другие легенды народов мира, из которых во «вненаучном» мире делаются поспешные громкие выводы. Мы опять имеем дело с крайне ограниченными свидетельствами: один человек пересказал то, что ему при странных обстоятельствах поведали ещё несколько человек. Делать на основе этого пересказа какие-то серьёзные астрокосмические заключения можно только после того, как будут получены ответы как минимум на три вопроса. Что именно скрывается в «тайных знаниях» догонов? Насколько это близко к тому, что они рассказали Гриолю? Насколько правильно Гриоль понял их рассказ? Ответы на эти вопросы не будут получены, скорее всего, никогда.
Между тем Сириус медленно, но верно поднимается всё выше в вечернем зимнем небе. Не поленитесь, взгляните на него при случае. Как знать, может быть, и вам удастся разглядеть в этой сверкающей точке нечто удивительное. А может быть, лет через сто две этих мои колонки станут предметом анализа для этнографов будущего. Которые вместе со своими сириусянскими коллегами будут удивляться консерватизму некоторых жителей Земли начала XXI века.