Mars One: билет в один конец. Вопрос: каким будет этот конец?

Jun 24, 2013 13:48

Оригинал взят у macroud в Mars One: билет в один конец. Вопрос: каким будет этот конец?
Недавно информагентства сообщили, что руководство проекта Mars One закончило отбор кандидатов (выбрано 8 человек) и собирается приступить к их подготовке. Эта новость вызвала у интересующихся очередной бурный приступ энтузиазма.

(Mars One - частный проект безвозвратного полета на Марс с организацией там обитаемой базы. Начало берет в 2011 г. Планируется в 2023 г. отправить на Красную планету 4 колониста и устроить из их тамошней жизни телешоу а-ля «Дом-2». Перед этим предполагается закинуть туда много всякого оборудования, включая марсоход. К 2033 г. колония должна возрасти до 20 человек. Организатор проекта - голландец Бас Лансдорп.).

Желающих попрощаться с Землей много: одних только китайцев набралось 10 тысяч! (В скобках заметим, что реальное количество активных претендентов, т.е. подавших официальные заявки, мягко говоря, сильно разнится - то сообщается, что только за две первые недели набора получено 78 тыс. заявлений, то в итоге этих заявок оказалось 6100.) Причем, что характерно, подача (не прием в кандидаты, не обучение потенциальных колонистов) заявки на рассмотрение своей кандидатуры в качестве возможного (только возможного!) колониста обошлась каждому желающему в определенную сумму денег, пропорциональную ВВП соответствующего государства.

Итак, все радуются, радуются. А чему, собственно, радуются?

В конце 1970-х полет на Марс, правда, с возвратом, оценивался в 100 млрд долларов - сумма для отдельного государства, даже супердержавы, на то время неподъемная. Хотя принципиальных технических препятствий уже тогда не было. Сегодня первый полет Mars One оценивается всего в 6 млрд долларов (второй - 4 млрд), но во сколько обойдется весь проект, можно только гадать. Да, обратно возвращаться не надо, но зато обитаемая стационарная база. Да, технический прогресс, но полеты-то неоднократные и разноцелевые, т.е. предполагающие разное оборудование и, соответственно, широкий спектр разработок. Кстати, о прогрессе. Двигательные установки, при всем уважении к прогрессу, здесь необходимо будут на химическом топливе, т.е. ЖРДУ. (Да, можно попробовать солнечный парус или ЭРД - и… лететь 2-3 года. И как быть с радиацией при такой экспозиции?) Но с конца 1970-х годов в этой области принципиальных прорывов (и не принципиальных тоже) не произошло. Более того, такие прорывы уже невозможны - мы уже достигли по эффективности ЖРД потолка. Дополнительные несколько процентов не в счет. Следовательно, сильно измениться означенной стоимости экспедиции не от чего! Таким образом, особенно с учетом инфляции, стоимость успешного Mars One, скорее всего, должна быть существенно больше 100 млрд долларов, возможно, в разы.

А чего ради такие траты? Раньше, при СССР, марсианская экспедиция дала бы исключительный идеологический эффект, а за ним и политический - и ради этого можно было бы попробовать. Сегодня идеологический эффект сильно девальвировался. Именно поэтому государства к Марсу в этом плане охладели.

Но, может быть, Марс нужен земной промышленности? Что сегодня может дать Марс? Какие-то экзотические руды? Может, там и есть что-то эдакое, да только никто этого пока не знает, а, стало быть, и потребности в этом нет. Перевозка же любой известной руды с Марса очевидно сделает ее бриллиантовой и, соответственно, невостребованной. Просто расширить жизненное пространство для человечества? Да, на Земле пока его хватает, а любое его земное обустройство по-любому на порядки дешевле. В материальном плане мы пока до Марса не доросли - не нужен он нам и делать там нечего. Прогресс? Сам по себе прогресс - это фикция. А в плане исследований автоматы пока вполне удовлетворяют все имеющиеся потребности. В итоге, реальной потребности в марсианской колонии - ни в горнодобыче, ни в промпроизводстве, ни в перевалочной базе, ни в расширении обитаемого мира, ни даже из соображений научных исследований - нет. Такая колония никому не нужна. И еще очень долго не будет нужна.

Однако же проект Mars One запущен. И проект этот частный! Частный - это ключевой момент.

Вся Западная цивилизация, начиная с Реформации, основывается на бизнес-успехе как смысле жизни. Бабло - символ и мера жизненного успеха, оно же - мера любви Бога к конкретному человеку (кого Он любит, тому дает бабло).

Вся история колониальных захватов подтверждает этот тезис. Колонисты/первооткрыватели имели целью, прежде всего, хорошо заработать, и крошили в капусту и аборигенов, и друг дружку, пока не подключалось государство. Наше время в этом плане ничего не изменило: если можно безнаказанно надуть - надуют, если можно просто отнять - отнимут, если для этого нужно убить - убьют. Только бизнес, ничего личного! Экспедиция на Марс - такой же колониальный бросок, как и предыдущие. Почему здесь должно быть как-то иначе?

Всеобщее стремление к наживе, возведенное в главную цивилизационную ценность Западного мира, несколько осаживают и регулируют тамошние государства - чтобы отдельные граждане не разорвали общество. Т.е. у западного государства, в отличие от его граждан, есть и другие ценности. Соответственно, если государство подключается к какому либо проекту, то по-возможности пытается сбалансировать преследуемые проектом цели (хотя бы, чтобы граждане не поубивали друг друга при дележе добычи). Но в нынешнем марсианском проекте никакое государство не участвует. NASA выступает только как подрядчик - не более.

Итак, Mars One - это чисто частный проект. Соответственно, главная (и единственная!) его цель - это нажива, и по возможности наиболее скорая и с наименьшими вложениями. Если бы проект исходил от государства (все равно какого), тогда можно было бы говорить о прогрессе, заделе на будущее и пр. И, кстати, о гарантиях. Но бизнесу на абстрактный прогресс наплевать. Ему деньги нужны, причем именно сейчас, а не в отдаленной перспективе.

А деньги здесь будут из:

1. продажи патентов на технические разработки - проект потребует решения многих проблем. И это и есть перспектива, т.е. деньги в будущем;

2. рекламы - непосредственно в проекте (покоритель Марса Ганс Пупкинс чистит зубы пастой «Блендамед»!) и во время трансляции видео оттуда;

3. продажи видео о буднях пионэров (к вопросу о групповом сексе на фоне марсианских песков). И ведь видеотрансляции изначально объявлены в программе проекта как один из главных (если не главный) источников финансирования. Только, вот незадача: никаких многих лет тут не будет. Интерес общественности стойко будет держаться первые полгода, а потом резко пойдет на убыль. Соответственно, и стоимость рекламы упадет. И только периодическая гибель кого-то из пионэров будет этот интерес (в том числе и коммерческий) оживлять. Это к вопросу о гарантиях колонистам и их долгой и счастливой жизни на новой родине;

4. продажи колонии и прав на окрестную территорию любой заинтересованной стороне. И это очень приличные деньги в перспективе. Не за станцию, конечно, а именно за права.

И это всё! Надо полагать, что налаживание торговли с марсианами всерьез обсуждать не стоит.

А вот теперь самое интересное: смогут ли описанные четыре пункта окупить затраты в те самые хотя бы 100 млрд долларов (а если в 200 млрд, а если в 300 млрд?), да еще и прибыль принести? И не через сто лет, а, скажем, через 20 (а интерес зрителей к проекту все падает, падает…)? Очевидно, нет. Отсюда следует, что проект и не рассчитан на успешное достижение объявленных целей.

Чтобы оказаться рентабельным, проект должен либо схлопнуться еще до высадки на Марс, например, в результате гибели корабля с первой партией колонистов (при этом, кстати, реальную базу на Марсе строить совсем не надо - достаточно продемонстрировать ее макет), либо закрыться в первые год-два обживания Марса - в виду постепенной (хорошо срежиссированной) гибели всех колонистов. Собранные средства в качестве приза достаются организаторам, любые требования кредиторов отметаются в виду очевидного форс-мажора.

Таким образом, человечество делает очередную героическую запись в свои анналы, организаторы получают некоторую кругленькую сумму и ореол прогрессоров человечества, колонисты - памятники на родине и, много позже (а может, и никогда), по паре строчек в энциклопедии курьезов как дураки, купившиеся на посулы аферистов.

Mars One - это афера века. И афера эта кровавая.

Кто-то все еще хочет принять участие в проекте?

Previous post Next post
Up