Так получилось, что моя жизнь в ЖЖ оборвалась почти на 2 месяца.
Но, полагаю, для меня это простительно. Ведь я не блоггер, а всё же странник и искатель приключений, прежде всего духовных.
Всё это время у меня было немного возможностей выхода в и-нет, а когда они и были, я отдавал предпочтение другим занятиям.
О самом главном умолчу. Отчитаюсь лишь в "формальных достижениях".
Закончил третью часть своей трилогии под названием "В лесу на берегах Шишима. Записки монаха". Продолжил работу над материалами о Л.Толстом и русском космизме. Работаю над книгой под рабочим названием "Безумие как норма бытия человечества".
А сейчас продолжаю тайм-аут по заявленной в моём посте аж от 30 марта сего года.
Да, современный человек-торопыга не способен так долго ждать. Но что же я могу для него сделать? Если хочет что-то получить действительно достойное внимания, а не современные суррогаты, мишуру и фальшивый блеск, пусть наберётся терпения. Я обязательно продолжу начатую тему.
А сегодня предлагаю отрывки из ещё не дописанной моей книги «Безумие как норма бытия человечества». Впрочем, это тоже ведь есть продолжение заявленной темы, только вид чуть сбоку, немного в другом ракурсе.
В психиатрии господствует точка зрения, согласно которой основным критерием психического здоровья является способность индивида успешно адаптироваться (приспособиться) к условиям окружающей среды. Для подавляющего большинства эта окружающая среда - люди, общество, с которым каждый из нас связан прочно и многосторонне.
С этим трудно не согласиться, если мы признаём, что само это общество (по крайней мере, большинство людей, его составляющее) психически здорово, т.е. воспроизводит разумные, гармоничные отношения внутри себя и воздействуя на окружающую среду обитания (природу); стремятся к осуществлению тех целей и ценностей, которые давным-давно, много веков назад объявлены идеалом лучшими представителями всех рас и народов, к которому только и должен стремиться человек.
Ценности эти общеизвестны: 1. Возлюби - помогай другим, особенно слабым и немощным; прощай обиды и неприятности, тебе дорставляемые; старайся больше дать другим, чем взять у них; старайся понять другого, согреть его душевным теплом, утешить в неприятностях и скорбях. 2. пребывай со всеми в мире и дружбе, отвергай насильственный способ разрешения любых проблем и конфликтов. 3. стремись к умножению разума, красоты, любви и милосердия. Предпочитай их материальным благам, телесным и чувственным удовольствиям. 4. вменяй славу, почёт, значимость среди людей ни во что. 5. считай не только себя частью общества и природы, но общество и природу частью себя; почитай исполнение долга выше удовлетворения желаний. 6. Цель жизни человека - исцеление души (ведь мы все изначально психически больны, и счастливцы, и неудачники), преображение своей горделивой, завистливой, жадной, похотливой, страстной природы во внутреннее состояние бесстрастия, тишины, мира и любви, достижение гармонии с Жизнью, встреча с Богом.
Может быть стоит считать психически нормальными и нравственно полноценными (эти два понятия у Людей должны быть тождественными) людей, стремящихся жить в соответствии с этими принципами, а не тех, которые успешно вписались в общество (лучше сказать - в стадо) существ, имеющих в качестве целей и ценностей принципы прямо противоположные?
Для людей не должно быть критерием «нормы» соответствие большинству. Таким критерием должно быть соответствие «идеалу». Идеалу добра, любви, разума и красоты.
Общество, культуру и цивилизацию создают не политики и органы государственного управления, не те, кто занимается созиданием, оборотом и обменом материальных благ и их финансовых эквивалентов. А те, кто определяет, формирует и распространяет духовные ценности, нравственные устои, цели пребывания человека на этой земле. В Западной цивилизации этим занимаются христианские церкви.
Мы не можем не признать, что именно Западная цивилизация, в своих границах почти целиком совпадающая с миром христианства, более всех других культивирует и насаждает по всему миру противоположные очевидному общечеловеческому идеалу принципы. Принципы, категорически неприемлемые Буддой и Махавирой, Конфуцием и Лао цзы, Иисусом Христом и Мухаммадом. Принципы, отвергаемые совестью и здравым смыслом.
Почему так произошло?
Потому что почти с самого начала христианский мир не следовал учению Христа.
Учениками Иисуса Христа были апостолы, мужи апостольские (ученики и последователи апостолов), апологеты (защищавшие учение Христа от нападков иудеев и язычников-римлян). Все они жили в I-III вв., во времена почти не прекращавшихся гонений или, по крайней мере, осуждения и критики.
В IY в., когда равноапостольный император Константин, в борьбе за воссоединение под своей властью распадающейся Римской империи, сделал христианство государственной религией, христианство как таковое, в духе и смысле учения и жизни Иисуса, прекратило своё существование.
При этом сам Константин, властной рукой управляя жизнью церкви, христианином не стал и не крестился, а оставался понтификом - верховным жрецом римских богов. Совершенно очевидно, что христианство ему нужно было лишь как политический и идеологический инструмент в созидании и укреплении своей власти в одряхлевшей империи.
Точно так же, как другому равноапостольному - великому князю Киевскому Владимиру на Руси через шесть с половиной веков после Константина.
Константин оставил, повелел развить и укрепить ширму: расписать пантеон святых, включая туда и себя, что было традиционно для императоров; разработать и формализовать обрядово-ритуальную сферу поклонения Богу и императору как земному богу; создать догматическое учение (теологию) христианской церкви.
При этом реальная жизнь римских христиан не имела ничего общего с евангельскими заповедями Иисуса. Точнее, всё же имела, являясь жизнью, почти во всём прямо противоположной этим заповедям.
Основной пафос учения Иисуса в его критической части - обличение лицемерия священства и начальников народа, которые тщательно соблюдая внешне-формальные предписания Закона, предали забвению его смысл, существо.
Христос не создавал новую религию. Он был послан Богом, чтобы помочь отступившему уже в который раз народу снова вернуться к духу и смыслу данных Иеговой заповедей.
Обученные эллинским премудростям христиане-греки при Константине и его наследниках создали новую религию, явно заимствуя в богословской части методологию античных школ платоников (и неоплатоников) и перипатетиков (последователей Аристотеля).
Учения о Троице и богочеловеческой природе Христа, при своей запутанности, непоследовательности и маловразумительности, были недоступны не только простым верующим, но и большинству клириков - священнослужителей. Они оказались вынужденными бессмысленно воспроизводить постулаты этих «теорий», совершенно не понимая их значения (если таковое вообще имелось).
Центральные же идеи Христа о нестяжании, презрении мирских благ и помышлении лишь о духовном, непротивлении злу, очищении души от греховных помыслов и др. оказались в совершенном забвении.
1. Мы не можем помыслить в бытии Бога ничего, что было бы отличным от естественного способа мышления человека. Т.о. Бог для человека либо неопределим (невместим для человеческого ума), либо антропоморфен. А значит, совершенно не является тем, что Он есть «на самом деле». Но так сказать - всё равно, что ничего не сказать. Ибо «на самом деле» бытие Бога для человека тождественно его небытию, ибо оно воистину непостижимо.
В абсолютном бытии Бога,- насколько даже эти слова уместны в отношении Бога,- нет времени и пространства, нет качества и количества, причины и следствия и проч. Здесь царствует вечность. Бог прост, несложен, неизменен. К нему неприменимы свойства человеческой души - чувственность, волеизъявления и даже разум - в нашем, человеческом понимании. Ибо все они предполагают изменения, динамику, развитие.
2. В горнем (верхнем) мире, в вечности, не только нельзя сидеть одесную Отца, но вообще не может быть ни Отца, ни Сына, и никаких субъектов Царства Небесного (замечу попутно, что приписывать Богу пол - это уже вообще верх нелепости). Либо они всё же не вечны, а временны, т.е. будут иметь конец. В своём абсолютном бытии (ибо Он-то всё же вечен) Бог перестаёт существовать. И как единица, и как троица, и как множественность. И как что бы то ни было ещё. Инобытие не предполагает разделений. Бог становится абсолютной не-мыслимостью. Т.е. его нельзя помыслить никоим образом. Как объект для нас Он исчезает. Инобытие обращается в абсолютное небытие.
3. Вечная жизнь как цель христиан невозможна по определению. Жизнь остаётся жизнью, пока происходит движение, ощущения и реакции на них. Жизнь развивается или в сторону расцвета, или угасания. Но развивается. Когда развитие, в том числе и угасание, прекращаются, наступает смерть. Вечную смерть можно помыслить. Вечную жизнь даже помыслить нельзя.
Можно представить буддистское колесо сансары. Когда в течение долгих времён одни существа преобразуются в другие. И это живое преображение хотя и не вечно, но долговечно.
Значит, смысл бытия человеческого надо искать либо в буддистском колесе (которое есть вечный ад), либо в чём-то другом. В чём?
4. Как помыслить прорыв из временного в вечное? Тот, который мы называем смертью или, напротив, бессмертием. Это для человека непостижимая тайна. Только для Бога между вечным и временным (пространственно-временным, материально-энергетическим) нет границы. Для человека и его мышления этот рубеж непреодолим.
5. Совершенно некорректно и абсолютно безосновательно утверждать, что единый Бог предстаёт только в 3-х лицах и никак по-другому его мыслить нельзя. Ведь Лица не принадлежат Божественной сущности, природе. Бог может представать и в 3-х, и в 100 и в бесконечном множестве лиц. На то Он и Бог. Ограничивать Его числом Лиц, определять извечное и раз навсегда заданное отношение между Лицами, их функции - безмерная нелепость. Ведь эта заданность и есть вторжение в сферу сущности, лишающее Бога простоты, однородности и неизменности.
6. Неправильно также говорить, что во Христе Бог присутствует в Лице Сына. Бог, если Он един, не может разделяться в пространстве: одно Лицо присутствует в одном месте, другое - в другом, третье - в третьем. Да ещё и совершают разные дела в одно и то же время. Тогда это, по человеческому разумению, безусловно, разные боги, несколько богов, даже если они и родственны по духу, единомысленны. В противном случае, мы и пантеон античных богов можем называть одним богом (например, Зевсом, Юпитером или Ураном), существующим во многих лицах. Препятствий к этому нет.
Если мыслить в традиционно христианском русле, мы должны признать, что в Иисусе Христе Бог присутствует во всех 3-х Лицах. Только так можно избежать многобожия.
Все представления о диалоге между Лицами, Предвечном Совете дышат самым наивным, первобытным антропоморфизмом.
7. Гораздо понятнее и естественнее утверждать, что единый Бог, существующий вне пространственно-временного континуума, присутствует в нашем мире Своими энергиями (силами), которые Он волен распределять как Ему угодно. Направлять их в Иисуса Христа и в других людей, каждому в своём качестве и в своей мере. При этом Он может действовать как Дух Святой (ощутимая благодать) и в других самых различных видах - Ангелом Господним, Божиим приказанием, созданием особых ситуаций - чудесами и проч.
8. О присутствии Бога в человеке Иисусе Христе. Сколько людей умерщвлено и судеб искалечено! А, собственно, что здесь надо доказывать? Пришли к тому, что в личности Иисуса Бог присутствует во всей полноте (но почему-то в Лице Сына, хотя именно Дух зачинал Его и сходил на Него во время крещения), и человек присутствует во всей полноте. Встаёт богословски вымученный вопрос об их сосуществовании в одном Лице.
Относительно тела вопросов не возникает, ибо оно есть у человека, Бог же (как принято считать) бестелесен, Он есть Дух. Относительно души и духа. Здесь ясности нет. Есть ли у Бога душа, подобная человеку (точнее, конечно, наоборот,- у человека подобная Богу)?
Нет, у Бога души нет. Во всех её существенных чертах и проявлениях - в сфере чувственности, разумности и волеизъявления. Но именно здесь, в вопросе о воле, разгорелась полемика, охватившая все Восточные церкви. Сохраняется ли во Христе человеческая воля или она поглощается волей Божией? За неугодный ответ выдающемуся подвижнику и богослову, старцу на 8-м десятке лет, Максиму, прозванному Исповедником, отрубили правую руку и вырезали язык. По решению Константинопольского патриарха и синклита высшего православного духовенства.
Совершенно забыв при этом, что у Бога воли нет. Бог ничего не хочет. Ему ничего не нужно. Ни от человека, ни от кого-то другого. Он самодостаточен, у него всё есть и всегда всё было, и всегда всё будет.
Потому и проблема, принесшая столько крови и страданий, иллюзорна, фиктивна.
9. Если вечная жизнь невозможна, возможна лишь вечная смерть, то что же может согревать, делать осмысленной земную жизнь христианина? Ответ может быть только один: стремление к богоподобию. Именно богоподобие ещё при жизни тела вводит человека в сакральный мир бытия в вечности. Непостижимого для нашего ума пребывания в вечности без «вечной жизни».
10. Вечность не имеет пространственных характеристик. Но, вероятно, и в нашем пространно-временном, причинно обусловленном мире Бог не имеет локализации в пространстве. Он не передвигается из точки в точку в течение определённого промежутка времени, а пребывает везде и всегда (пантеизм). И человек, становясь Богом, утрачивает свою телесную локализацию. Умирает, исчезает в небытии Эго. Индивид соединяется с другими людьми, видит себя в каждом человеке. И не только в человеке, но и в каждом живом существе и неживом предмете. Его Дух становится универсальным, сливается с Универсумом. И это тоже свидетельствует о том, что наступило Бессмертие.
Лидер по меньшей мере одной крупной религии, ныне покойный Папа Римский Иоанн Павел II, сказал об этом совершенно недвусмысленно. 28 июля 1999 года он сделал исключительно важное с теологической точки зрения публичное заявление.
«Бог не может быть источником или инициатором проклятия, ибо, движимый любовью и милосердием, Он не желает Своим созданиям ничего, кроме спасения, - заявил понтифик, обращаясь к изумленному миру. - Вечное проклятие никогда не происходит по инициативе Бога. Его сами на себя накладывают люди, которые по собственной воле решают отказаться от Божьей любви и милосердия», - добавил Папа.
О каком же «проклятии» говорит Писание? Может быть, это вечные муки в огне так называемого ада? Нет, утверждает Папа. Он заявил, что ад - это не определенное место, но «ситуация, в которой оказывается человек, когда он добровольно и решительно отворачивается от Бога - источника жизни и радости».
Много веков люди ждут последние времена. Но ведь Иисус обращается не ко всем скопом, а к каждому в отдельности.
В этом главная революция Христа: Он пришёл пробудить личность.
Нет больше народа. Нет родства и семьи. Каждый отвечает за себя.
Последние времена наступили на Голгофе. Посмотрите на лицо страдающего на кресте Бога. Осознайте, что Ваша земная жизнь мала и скоротечна. Поймите, что нельзя терять ни дня, ни часа, ни минуты. Посмотрите в глаза Христу. Пот, окрашенный кровью, застилает ему глаза. Пронзает боль от огромных кованых гвоздей. Провисание тела делает пытку похожей на повешение, только очень медленное.
Братья и сёстры. Последнее время уже наступило для каждого из нас. Оно отмечено не печатью дьявольской, а печатью Христова распятия.
Если Бог с нами, кто против нас? Но ведь надо же, чтобы Бог был с нами. Для этого каждый должен взойти на свою Голгофу. Нет спасения без креста.