Особенности Евангелий в повествовании о событиях ночи Воскресения

Jun 13, 2008 00:28



События ночи Воскресения и явлений Христа у всех евангелистов внешне значительно разнятся. Критики видят в этом несоответствии что-то вроде путаности показаний свидетелей, а значит не истинность, вымышленность события. Но если так, то странным было то, что евангелисты не предприняли никаких попыток скрыть или сгладить места несоответствий. Мы знаем, что Лука имел на руках повествования Марка и Матфея, а Иоанн значительно позже все три повествования. Но даже Иоанн не то что объединяет в единую картину, но обратно описывает события иначе. Вероятно, в то время это либо не было ни для кого проблемой, из-за того, что события были всем хорошо известны, а точность описания была несущественным моментом, либо это было сделано намеренно. Возможно, каждый евангелист считал возможным излагать только то, чему был свидетель сам - и не более, и потому картина событий проходит перед нами как бы с разных точек зрения, отрывочно, выводя на передний план лишь существенное - факт Воскресения Христа.

Итак, какие особенности мы можем увидеть в четырех Евангелиях.

От Марка: Повествования Марка адресуются прежде всего язычникам, и это хорошо видно, так как основное, о чем пишет Марк это троекратное возвещение Воскресения через свидетелей и троекратное неверие остальных, после чего Христос явился «одиннадцати»(вероятно апостолам из 12-ти) и «упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мар.16:14). Само же свидетельство ангела звучит наиболее просто: «не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мар.16:6). Как мы узнаем у Матфея охранников, как и последователей Христа объял ужас, и это еще одна характеристика сближающая последователей с язычниками, ибо несмотря на заботу, рачение было скорее об умершем, нежели как ожидание живого.

От Луки: Лука писал для новообращенных христиан, которые обычно отличаются энергичностью и желанием делами доказать веру. Он пишет уже для посвященных:«что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лук.24:5-7). Тут ангел упрекает в беспамятстве, ибо ученикам Христос неоднократно говорил о Своем Воскресении. И что свойственно новоначальным по неопытности, Христа они восприняли скорее как человека: «сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк» (Лук.24:19). И это снова является поводом для упрека: «о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лук.24:25). Упрек заключается в том, что если у них не хватает собственного опыта познания Бога, то нужно хотя бы доверять тому, что было сказано Богом через пророков. Примечательно, что даже Петр удивляется и пребывает в сомнении: «и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лук.24:12). И в третий раз, когда Христос является «одиннадцати», те снова неверят, принимая Его за духа - человеческого духа, духа распятого пророка. После чего Он их убеждает буквально предлагая ощупать Его тело и убедится, что оно реальное, а по этому поверить и в предсказанное и в то, что Христос - Бог. Последним сдает бастион неверия Фома.

От Матфея: Евангелие от Матфея адресовано христианам из иудеев или уже искушенным верующим (иудеи в отличие от язычников были наиболее подготовлены к пришествию Мессии, а 12 из них легли в основу будущего здания Церкви). Примечательно, что ангел встречает пришедших еще у входа, а напоминать им о воскресении не нужно. Он говорит предельно конкретно: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь -Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Матф.28:5-7). «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Матф.28:8) - замечаем важное изменение: от благой вести появляется радость, а не сомнения, как ранее. А что же Христос при встрече? «радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Матф.28:9).Снова «радуйтесь!» Вот правильные плоды, взрощенные на почве знания и исполнения Закона Моисеева и доверия пророкам - ученики узнают и поклоняются Мессии, исполнившему «закон и пророки»,распятому и Воскресшему. Здесь же, у Матфея мы узнаем и обратную сторону«знания» - знания книжнического и фарисейского, основанного на гнилой почве безверия. Именно эти искушенные и неблагодарные осуждают невыносимого для них Христа на смерть. И они по Воскресению хотя и знают, что исполнилось предреченное, но идут до конца, подкупая охрану и распространяя ложные слухи о Христе в народе.

От Иоанна: Повествование от Иоанна не зря называется духовным и отстоит отдельно от синоптических. В событиях ночи Воскресения у Иоанна, любимого ученика, раскрывается иное, духовное, измерение. Появляется сам Иоанн, который, как бы не был виден в других повествованиях, хотя прибытие Петра там описывается. И кроме того, Иоанн прибегает раньше Петра, но не бросается внутрь- глубокая вера и духовное прозрение предваряют события и разумение. Иоанн ужена входе учуял, в чем дело, что реченное исполнилось. И «прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (Иоан.20:8).Удивительно, но и относительно Марии Магдалины раскрывается духовный аспект - она приходит так же раньше: «рано, когда было еще темно» (Иоан.20:1) и она же становится свидетельницей явления Христа еще во гробу, а не на пути (символично?) и так же обернувшись узнает Его, хотя в начале принимает за садовника. Но кем был Христос, являющий Отца, как не садовником - вспомним притчу о Садовнике. Примечательно, что придя к «одиннадцати», в этом случае они встречают Его сразу и с радостью, а Он им возвещает троекратно уже иное: «мир вам!» Думаю, не будет неверной та мысль, что Фома в данном повествовании уже являет собой отпадение в плане духовной прелести, основанной на том же неверии, обратном самоуверенности, делающей человека отсутствующим для Бога.

Еще важно, что в различных Евангелиях проскальзывает троекратность - без сомнения указывающая на троичность Бога, на равное чествование Отца, Сына и Святого Духа.

Надеюсь, изложенный подход к толкованию события ночи Воскресения Христа является более мудрым. А сложности начинаются только в том случае, если впадать в толкование буквальное, пытаясь до излишних подробностей изучить пространственно-временные обстоятельства, в ущерб духовной оси, к которой внешнее лишь прилагается, и без которой какая-либо интеллектуальная спекуляция обречена на провал.

толкования, Евангелисты, четыре этапа, Евангелие, Воскресение Христово

Previous post Next post
Up