Сам по себе завет Бога с Авраамом не похож на обычный завет, такой, какой бывает среди людей. Обычно одной стороне предлагается что-то делать, после чего другая сторона исполненяет свои обязательства - не наоборот. Такой юридический подход, ты мне - я тебе, принятый среди людей, обязательно приводит к разрушению договора, при его нарушении одной из сторон.
В случае же с Авраамом было совсем не так - Авраам не за награду работал на Бога, но делал это добровольно - т.е. просто по своей вере. Единственно, когда у него возникало недоумение, когда Бог обещал или лучше сказать предсказывал ему вещи, которые казались невероятными: многочиленное потомство ввиду явной старости Сарры и Араама, огромную территорию для него и его потомков. Авраам сомневался не в возможностях Бога, но возможностях своих.
Всего вышесказанного достаточно, чтобы понять неординарность "договора" между Авраамом и Богом - это был не юридический договор, но обещание. От Авраама требовалось лишь то, что он и так делал - "ходи предо Мною и будь непорочен" (Быт.17:1).
Т.е., если отойти от буквального понимания строк Библии, то перед нами явлен акт милости Божией, акт помощи человеку. Тому человеку, который свободно выбрал путь, соответствующий замыслу и реализующий свое предназначение. Так и должно быть между Богом и человеком.
Нужно еще заметить, что процесс заключения завета с Авраамом сильно растянут во времени. Казалось бы почему не заключить его единожды и на век? На самом деле история данного Завета это история не о событии, не о завете - это история пути праведности, которая достигается трудом и постепенно. Падение происходит мгновенно - восхождение последовательно через самоотвержение, неуклонную и бескорыстную веру, праведность, следование за Богом. Это история, которая была прообразующей для последующих событий земног пути Иисуса Христа и которая актуальна для любого живого человека в любую эпоху.