Возможно, в связи с юбилеем я попала в довольно оживленный день. Прямо передо мной зашла группа иранских гостей (в Уфе как раз проходили дни иранской культуры), так же приехала группа школьников из Бирска, а следом зашла многодетная семья из 6-ти человек. Поэтому мне удалось послушать чудесную экскурсию, и я узнала много интересного про своего соотечественника.
Родился и жил художник вместе со своей семьей на улице Ленина, их дом стоял на месте гостиницы Агидель и вид открывался на Гостиный Двор.
Был он дважды женат, у него было 5 детей ( в том числе и вне брака), но сейчас, насколько известно, из потомков художника осталась только одна его внучка. Нестеров жил и просто бывал в городах и странах, которые интересны и мне: помимо Москвы и Санкт-Петербурга, жил недалеко от Сергиева Посада и объездил многие города Золотого кольца, жил в Киеве, расписывая Владимирский собор вместе с Васнецовым. Расписывал храм Невского в Грузии, изучал росписи храмов на Кавказе, бывал в Италии и очень ее любил, посещал Австрию, Францию, Германию, был на Кавказе, в Крыму, в Турции, Греции, и из всех поездок черпал он вдохновения для творчества. Природа и искусство европейских стран произвели на Михаила Нестерова сильнейшее впечатление. Но больше всего он любил природу родной Руси. "Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну родину нашу!.." - этим чувством проникнуто все его искусство.
"Видение отроку Варфоломею". Картина, с которой Нестеров вошел в художественную жизнь Москвы и которую купил для своей галереи Третьяков. Кстати, из Третьяковской галереи на выставку ее не привезли, в нашем музее висит не законченный, поврежденный вариант произведения.
Духовная тема, тема Святой Руси и тема русских пейзажей получались у Нестерова лучше всего.
Впечатлило произведение «Родина Аксакова»-это та самая гора, на которой сейчас стоит памятник Салавату Юлаеву:
Но отлично рисовал художник и портреты, особенно в послереволюционное время, когда духовная тема была опасна для жизни.
Портер дочери Ольги:
Когда наша экскурсия уже закончилась, подходила к концу и экскурсия иранских гостей. И напоследок экскурсовод сказала: Михаил Нестеров был проводником исскуства, а проводником чего в этом мире являетесь вы?
Из биографии Нестерова, связанной с уфимксим периодом его жизни^
Нестеров родился в глубоко патриархальной, традиционно религиозной купеческой семье, в Уфе, в предгорьях Урала. Он принадлежал к старинному купеческому роду. Дед его - Иван Андреевич Нестеров, был выходцем из новгородских крепостных крестьян, переселившихся при Екатерине II на Урал. Он получил вольную, учился в семинарии, затем записался в купеческую гильдию и 20 лет служил уфимским городским головой.
Отец Нестерова славился в городе щепетильной честностью и был уважаем до такой степени, что все новые губернаторы и архиереи считали своим долгом делать ему визиты, чтобы представиться. А он принимал не всех. В доме царила мать, Мария Михайловна, умная, волевая <……>
Жизнь в городе была спокойной и неторопливой. Уфа, вспоминал Нестеров, "несмотря на все усилия цивилизации... немудрая, занесенная снегом, полуазиатская. По ней нетрудно представить себе сибирские города и городки. Начиная с обывателей, закутанных с ног до головы, ездящих гуськом на кошевках, и кончая сильными сорокаградусными морозами, яркими звездами, которые в морозные ночи будто играют на небе, им словно тоже холодно и они прячутся..."
В доме любили литературу, своими семейными силами ставили на домашней сцене спектакли. Только что появившаяся комедия Гоголя «Ревизор» дошла и до провинциальной, затерянной в горах Урала маленькой Уфы. Нестеровы осилили даже ее, блестящую комедию своего современника, чем наделали большой переполох в тихой и размеренной жизни обывателей Уфы.
Уфа в те дореволюционные годы была чисто русским городом с небольшими деревянными и редкими каменными домами, с глухими заборами, над которыми свисали заросли хмеля, ветки бузины и сирени. Со всех сторон виднелись купола церквей, знаменитый собор на берегу Белой, где казнили сподвижника Пугачева - Чику Зарубина.
Ум и чуткость родителей проявились в том, что они согласились с советами учителей, подметивших художественные способности мальчика, и, несмотря на то, что в Уфе к художникам относились как к неудачникам, людям третьего сорта, предложили ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Первая его жена и большая любовь была так же родом из Уфы, он встретил юную Марию Ивановну Мартыновскую - на летних каникулах . Поженились они против воли родителей, но вскоре после рождения дочери Ольги Мария Ивановна умерла. Нестеров часто возвращался в Уфу к матери и сестре, некоторые его картины были написаны именно на Родине.
Благодаря Нестерову в Уфе появился Башкирский государственный художественный музей. Еще до революции Нестеров подарил родному городу 102 произведения: 30 - своих, остальные - друзей. Этот бесценный дар в 1919 году по решению Уфимского ревкома был размещен в бывшем купеческом особнячке по улице Гоголя, 27. Сейчас музей располагает 10 тысячами единиц хранения. Музей располагается в двухэтажным особняком купца М. А. Лаптева, построенным в стиле модерн. Кстати, утвержден проект строительства фондохранилища музея, который, на мой взгляд, совершенно не вписывается в общий стиль музея, а подходит больше для музея современного искусства.
Так же к 150-летию художника в Уфе открылся сквер имени Нестерова между домами №87 и №95 по улице Ленина рядом с Симеоно-Верхотурским храмом.
Кроме того, к этой же дате на стене старинного дома по улице Чернышевского 73 с помощью граффити воспроизвели картину художника «Юность преподобного Сергия Радонежского»