новое понимание городского пространства

Mar 16, 2010 13:02

Сейчас отношение к паркам изменилось в корне - это уже не закрытые резервации «для культурного отдыха трудящихся», а гармонично вписанные в городскую среду небольшие зоны отдохновения. Для того чтобы получить короткую передышку посреди городской суеты, спешащие уфимцы могут не дожидаться выходных - а ненадолго присесть и отдохнуть. Такие небольшие благоустроенные зоны возникли у РЦ «Огни Уфы», у ЦТиР «Мир», даже в обычных дворах центра города движутся в этом направлении - и кроме детской площадки здесь ставят скамейки, вводят разные элементы ландшафтного дизайна, а зимой устанавливают ледяные скульптуры.



фото: beta.city-night.ru

Новое отношение к зонам отдыха распространилось и на парковую скульптуру, которая теперь спустилась с высоких пьедесталов к народу. Прообразомтакого рода скульптуры в советское время был мальчик с кураем, стоящий в центрефонтана сквера перед кинотеатром «Искра» - он настолько лиричен ивнеидеологичен, что разительно отличался как от героических скульптур тоговремени, так и от шаблонных копий парковых скульптур на водную тематику -девушек с веслом, ныряльщиц, пловчих. Эта инаковость закономерно породила внародном сознании целый шлейф гомоэротических инсинуаций, зато его изящная фигурка и сейчас смотрится вполне современно.



Скульптуры такого, развлекательного, типа обычно устанавливаются напешеходных улицах. Не теряя своего функционального значения, такие улицы,например, в соседних Челябинске, Екатеринбурге, Самаре одновременно являются скверами,прогулочными зонами. Шарманщики, сапожники, лоточники, дети, кормящие голубей,влюбленные, присевшие на скамейку - на фоне игровых скульптур любятфотографироваться туристы. Уфа пока о такой улице только мечтает. Тем не менее,подобные персонажи появились и у нас - субтильный дворник в сквере перед ЦТиР«Мир» и гигантская бурзянская пчела на клумбе Советской площади. Не сказать,чтобы идеи были очень свежи, но колорита они, несомненно, придают. Особенно пчела, которая сама по себе более добрый, близкий символ медоносного Башкортостана, чем легендарный герой Салават Юлаев. И к тому же она отлита не из холоднойбронзы, а сделана в виде цветочной скульптуры, традиции которой давносуществуют на Западе, да и во многих российских парках и скверах - например, цветочный лев в Казани. Можно предполагать, что такого рода скульптуры,радующие глаз, будут появляться и дальше, несмотря на то что именитые скульпторы морщат нос - слишком несерьезной для монументальности скульптуры им кажется задача развлекать народ.



Есть и пример, когда небольшие по размерам, но монументальные по сути скульптуры удачно вписались в зоны отдыха Уфы. Это - результаты пяти-шести скульптурных симпозиумов «Скульптура в камне», проводившихся в 80-90-е годы. Несмотря на отсутствие авторства, они знакомы всем - часть из них на газонах вдоль улицы Революционной, другая - возле Русского драматического театра, предваряя вход в парк Гафури и третья - в Черниковке. Жаль, что традиция проведения симпозиумов в Уфе как-то прервалась, в то время, как в других городах, например, Екатеринбурге такие мероприятия проводятся регулярно. Городская администрация и частные спонсоры считают необходимым предоставить все условия для работы лучшим скульпторам России с тем, чтобы потом их скульптуры долгие годы украшали город.

"скульптура в камне" на Горсовете



"скульптура в камне" на Революционной



почти все фото: bianki

городская скульптура, части Уфы - начало Проспекта, парковые зоны, части Уфы - середина Проспекта, части Уфы - район улицы Ленина

Previous post Next post
Up