В 2006 году для
журнала "Гипертекст" философ Рустем Вахитов написал потрясающий материал "Литературная Уфа 90-х: Рождение андеграунда", в которой речь, конечно же, не столько о литературе, сколько об обществе, в целом. Поэтому процитирую ее здесь полностью в качестве материала для историков и культурологов.
"Девяностые годы были особенной, неповторимой и, безусловно, ушедшей - не только хронологически - эпохой. Перестройка закончилась, до путинской «стабилизации» было далеко, государство полностью устранилось от контроля за чем бы то ни было. Русская интеллигентская душа, которой свойственны анархистские тенденции, металась и страдала, потеряв под ногами обрыдшую, но знакомую и успокаивающую почву Империи, и в то же время задыхалась от чувства свободного падения. То было время великих иллюзий, вроде веры в Великую Американскую Филантропию, великих прожектов, вроде программы «капитализм за 500 дней». Все настолько бурлило и кипело в те баснословные года, что даже в нашей богоспасаемой, где, кажется, со времен Грозного ничего не изменялось, повеяло ветрами перемен, о которых так глубокомысленно завывал Цой.
Рустем Вахитов
Не знаю, был ли самиздат и андеграундные литературные группировки в Уфе эпохи застоя*, но в 90-х авангард в Уфе появился. Я оказался вхож в две заметные литературные группировки. Первая - группа «Идол», возглавляемая Валентином Кубовым (он же - Рок Габитов) была чистейшей воды авангардной (и в смысле неофициальности, и в смысле удаленности от метода соц и любого другого реализма). На периферии своей она пересекалась с небезызвестной «партией даунов» - ее костяк составляла в свое время пошумевшая рок-команда «Аннигиляторная пушка» Андрея Матвеева (в просторечье Бреда). Хотя мне и с ними приходилось общаться и - не без этого - воздавать Бахусу, но не на такой уж короткой, а скорее на длинной ноге. А вот с сюрреалистами из «Идола» я был крепко связан (куда уж крепче, я писал манифест группы).
Раис Габитов
Вторая - «Лига литераторов», или попросту "группа Анатолия Яковлева" была, скорее, полуавангардной. Она «светилась» в местных официальных изданиях, имела связи с респектабельными литераторами из СП и переросла затем во вполне системную литстудию при СП, просуществовавшую два-три года. Но все же это тоже был своего рода андеграунд. Сам Анатолий Яковлев и другие поэты этой группы не чурались эстетических экспериментов, играли со стилями и формой, и были очень далеки от тем и духа официальной - как советской, так и антисоветской (а это, по-моему, две стороны одного целого) литературы старшего поколения, т.н. «шестидесятников». Что же касается маниакального стремления поэтов группы Яковлева печататься везде**, то это было тоже своего рода стебом, парадоксальным суррогатом установки советского авангарда вообще игнорировать официоз. Методично печататься везде - от «Советской Башкирии» до малотиражки Бельского пароходства - это все равно, что плюнуть на всю официозную печать разом.
Анатолий Яковлев
Это было действительно давно - экзистенциально, а по физическому времени всего 10-15 лет назад. Иных уж нет - умерли Андрей Матвеев, Марк Коган, Анатолий Яковлев, а те далече - уехали из Уфы Альгис Микульскис, Света Хвостенко. А те, что недалече, давно уже не те, включая и автора этих строк. Видимо, самое время писать воспоминания..."
* В конце 80-х я был знаком только с одним «эстетическим подпольщиком» старшего поколения - хиппи Романом Биктимировым, который умудрялся выпускать машинописные сборники своих стихов - помесь антисоветчины и формальных экспериментов, остальные известные мне старшие литераторы были так или иначе вписаны в Систему.
** Толя шутил, что он согласен с Фетом: если б в Глухоманске последний сапожник издавал бы журнал с названием из трех букв, то нужно печататься и в нем.