В ходе дизайна вебсайтов регулярно возникают дискуссии, где какие объекты должны размещаться на страницах. Зачастую заказчики и девелоперы настаивают на совершенно нелепых вариантах размещения. Переубедить оппонентов-ламеров разумными словами обычно бывает невозможно, поэтому юзабилити-специалисты время от времени проводят экспериментальные исследования на тему «Где юзеры ожидают увидеть те или иные вещи на вебстраницах?». Результаты таких исследований помогают юзабилити-специалистам аргументировать свои правильные решения.
Существует достаточно много работ подобного рода (из того, что лежит в свободном доступе: например,
Bernard 2001,
Shaikh & Lenz 2006). Проблема тут однако в том, что ожидания юзеров изменяются с течением времени и соответственно текущим тенденциям и веяниям в дизайне сайтов. Поэтому было отрадно увидеть совершенно свежую (март 2010) статью
уже знакомой нам группы швейцарских психологов:
Roth S. P., Schmutz P., Pauwels S. L., Bargas-Avila J. A., Opwis K. (2010) Mental models for web objects: Where do users expect to find the most frequent objects in online shops, news portals, and company web pages?, Interacting with Computers 22 (2), 140-152
@ ScienceDirect В исследовании приняли участие 516 юзеров (334 женщины и 179 мужчин), которые с помощью специального приложения вручную (мышью) конструировали прототипы предложенных им трёх сайтов: магазина, новостного портала и корпоративного сайта. Результаты можно посмотреть
на картинках.