Петер Биляк «по-венгерски»

Jan 12, 2010 16:46

Свежее интервью Обществу венгерских дизайнеров-графиков и шрифтовиков.

Меня заинтересовало наблюдение Петера Биляка (словака, перебравшегося в Голландию) о том, как в центральной Европе стало тяжело работать от того, что все помешаны на деньгах, и подход к дизайну там чисто коммерческий. Насколько я понимаю, то же самое можно сказать и про Россию. ( Read more... )

Leave a comment

Comments 24

индийская словолитня viktor_kharyk January 13 2010, 09:15:28 UTC
хорошо иметь свою словолитню (понятно, что основать её под себя - хороший кусок не совсем дизайнерской работы) - это даёт возможность выпускать шрифты в том составе, в каком хочет автор. Обычно попытки сделать мультилингуальный фонт заканчиваются тем, что его растаскивают по "национальным" частям, а изрядная часть "экзотических" письменностей вообще никем не осваивается... (израильтяне "снимают" иврит, западники - латиницу и, со скрипом из-за непонимания, гречицу и кириллицу, а россияне, самые, кстати сказать, "мультилингуально подкованные", без латиницы и кириллицы "экзотику", естественно, тоже не хотят - да и с латиницей и кириллицей сильно подумают, стоит ли тратить силы и время на алфавиты, которые неизвестно кто будет покупать. Грузинских и армянских словолитен, похоже, нет вообще - только отдельные дизайнеры, а арабских и индийских, готовых сотрудничать с иностранцами тоже пока не нашлось). Интересно, Билак только деванагари задумал, и находит ли он покупателей?

Reply

Re: индийская словолитня mbeletsky January 13 2010, 15:23:10 UTC
Это громадная тема, про которую тудно сказать что-то вразумительное мимоходом ( ... )

Reply

Re: индийская словолитня viktor_kharyk January 13 2010, 17:44:28 UTC
Скорее у нас мало информации - профессор Йоши (к сожалению уже покойный) докладывал на брайтонской конференции ATypI о работе исследовательского центра (в Бомбее, кажется) и показывал много интересного. В Редингтоне, насколько я понял, индийскими письменностями (а их много!) занимаются студенты. Ну и некоторые западные словолитни что-то на эту тему предлагают. Свято место... по крайней мере в тех "девангарских" газетах, что мне довелось видеть, шрифтов, в том числе рекламно-декоративных, было немало ( ... )

Reply

Re: индийская словолитня mbeletsky January 13 2010, 18:56:07 UTC
Конечно существует масса индийских шрифтов, но Биляк говорит о том, что пока не было ни одного, не привязанного к софту. От себя добавлю, что преимущесто его предприятия в высоком качестве и в типографической культуре. Гармоничная связь с латиницей - редкий и важный довесок.

Gentium пока иврита не включает: http://scripts.sil.org/cms/scripts/page.php?site_id=nrsi&item_id=Gentium_basic
Те же SIL распространяют еврейский шрифт Хадзона Эзра ( http://scripts.sil.org/cms/scripts/page.php?site_id=nrsi&item_id=EzraSIL_Home ), но там и иврит слабоват, и латиница с ним не шибко связана.

Что до спроса, то он растёт. Главное, что было бы что предложить не стыдно, когда спрос появится.

Reply


desight January 13 2010, 10:13:28 UTC
вы немного перепутали причину и следствие. он очень четко обозначил, что дело не в дизайнерах. а в контексте и среде, в которой они вращаются. он живет в Голландии потому что проблема заработка там не стоит, а гонорары за культурные проекты типа марок или еще каких-то вещей, в которых участвовал Биляк позволяют кормить семью, давать им все необходимое и самое главное -- работать в удовольствие, без напряга.

для многих дизайнеров в странах Восточной Европы вопросы заработка увязаны с вопросом выживания, рынки маленькие, вкусы у клиентов еще не очень развитые, много болтовни, много вмешательства в работу. я узнаю эту ситуацию в деталях. это было что в Беларуси, что в России, где я работал какое-то время, что в Латвии, где живу сейчас.

из его слов я понял одно: поменяйте среду жизни и вместе с этой переменой поменяется очень много в вашей работе.

Reply

причина и следствие mbeletsky January 13 2010, 14:33:19 UTC
Ну да, я не пытался проанализировать весь процесс. По-видимому, причина ситуации в настрое общества, части которого и дизайнер, и заказчик. Но, естественно, корыстный заказчик мутит воду даже для самого бескорыстного дизайнера. Проблема заработка стоит везде, но на Западе похоже, что есть бóльшая возможность выбирать, на чём именно заработать. И нет такой бюрократии.

При всём том, рецепт «поменяйте среду жизни» не так прост, как может показаться. Успех Биляка в Голландии скорее исключение, чем правило. Пробиться в чужой среде, быть может, самое трудное.

Reply

Re: причина и следствие desight January 13 2010, 17:54:40 UTC
судя по истории дизайна в голландии, германии, франции и штатов таких примеров как раз таки порядком. я могу на своем примере сказать, что это работает очень хорошо. это не универсальный рецепт. к нему прилагаются минимальные требования. просто со временем профессионал становится выше ограничений языковых, миграционных. главное свое дело знать

Reply


Leave a comment

Up