Ньюфельд использует представление о двух противоположных проявлениях (инстинктах) привязанности -- режиме принуждения (альфа-режим) и режиме подчинения. «Один набор инстинктов предполагается как ответ на другой»
http://alpha-parenting.ru/2015/03/30/est-li-u-vashego-rebyonka-alfa-kompleks/. Отношения принуждения-подчинения трактуются как установление и реализация иерархии.
С другой стороны, говорит Ньюфельд, «в идеале, отношения двух “равных” людей, которые сошлись вместе, должны быть скорее взаимными, чем иерархическими. Когда это происходит, выявленные нужды одного приводят в действие альфа-инстинкты другого и наоборот». На такого рода взаимность (взаимодополнительность) указывает и Писарик
http://alpha-parenting.ru/2014/12/15/ierarhiya-v-privyazannosti/.
Получается, что отношения принуждения-подчинения в одних случаях заводят в тупик жёсткой иерархичности (альфа-комплекс), а в других обеспечивают развитие. В чём дело?
Ньюфельд высказывает следующее соображение: «детям не только необходимо быть привязанными к тем, кто их воспитывает, но и быть привязанными правильно, то есть зависеть, нуждаться в нас и принимать эту зависимость. То, что действительно нам надо выяснить, - это как вдохновить наших детей на то, чтобы доверять нам и зависеть от нас». У Писарик читаем: «мы, как заботливые взрослые, должны постараться, чтобы зависимость наших детей от нас была максимально свободна от унижения, стыда, насилия».
Речь идёт, как я понимаю, о грамотном выстраивании родителем отношений принуждения-подчинения с ребёнком. (Взаимозависимость и привязанность -- иные названия этих отношений). Выскажу несколько принципиальных соображений, следование которым поможет развитию ребёнка, снизит опасность формирования альфа-комплекса:
1) Ребёнок такая же активная сторона выстраивания привязанности, как и родитель. Надо уметь отдать ему его часть строительства отношений. Каждый инициируемый ребёнком контакт -- это «суггестивная игра» -- серьёзнейшее совместное дело -- «взаимозависимый тренинг». И каждый раз это проверка -- годится ли родитель для «дела».
2) Конкретное совместное дело является одновременно семейным строительством (следование традиции, наработка стиля семейных отношений). Перед этой высокой инстанцией (тотемного свойства) все члены семьи равны. Сознательная опора на императивы семьи-тотема обеспечивает полноценное семейное программирование (табуирование).
3) В родительскую компетентность входит изучение логики развития по всей цепочке младенец---ребёнок---отрок---юноша. «Застревание» родителя, его отставание от предлагаемого «детской стороной» уровня отношений -- главная причина формирования альфа-комплекса.
Специфичные моменты привязанности в отрочестве и юношестве здесь не затронуты, как не затронуты гендерные вопросы.