О литературе в школе

Jan 25, 2013 21:01

Оригинал взят у lupus00 в О литературе в школе

В понедельник в программе «Тем временем» будет разговор о литературе в школе. Я там тоже участвую. Всем, кто будет смотреть: передача записывалась несколько месяцев назад. Естественно, что отреагировать на вакханалию последних дней вокруг новой программы по литературе там не было никакой возможности.

О самой же вакханалии скажу пару слов.

Много глупостей совершается ныне, но это - какая-то особая. Со всеми родовыми пятнами тупой и ограниченной какбэ «гуманитарности» по всему телу. С пеной у рта, разрыванием рубахи на груди, криками про попранную русскую культуру, с поисками врагов за рубежом, с неприкрытыми намеками на пятый пункт. С враньем, конечно. И с пафосом, естественно.

Из-за чего же орут - и в разных СМИ, и в ОПРФ? Из-за того, что в школьной программе теперь якобы нет «Медного Всадника», Куприна и Лескова, Крылова и Радищева. А зато есть Улицкая и Пелевин. И еще какой-то подозрительный Эппель. А «Тихий Дон» -- всего лишь во фрагментах! Россия в опасности. Шаг до краха. Срочно снять Ливанова, закрыть РАО, четвертовать авторов программы.

Никого из орущих не волнует, что Крылова читают в пятом классе, Куприна в восьмом, Лескова в шестом, Радищева в девятом. Никто не обращает внимания на то, что программа, о которой речь, -- для 10 и 11 класса. Никто не помнит, что в 2004 году «Тихий Дон» в стандарт едва протащили - и как раз таки во фрагментах, потому что целиком его ни у одного учителя и школьника нет времени изучить.

Не видят и не замечают, потому что главное для них - в другом.  Вот в чем - Пелевин пишет про наркотики, Улицкая про аборты. И вообще они враги народа. А у Эппеля подозрительная фамилия и нет отчества, а пишет он порнографию, которую ждановцы нового призыва, смачно пуская слюни, цитируют из статьи в статью.

Главное в том, что нынешние литературные напостовцы стосковались по литературной дубинке в руках. А до тридцать седьмого года так еще по календарю далеко! Изнывают они без работы.

Их на самом деле школа - не волнует. Дети - тоже. Им культура - по барабану. Руки чешущиеся некуда девать - вот и вся причина.

Их в школах - не видать. Их видать в издательствах, которые на школьных учебниках наживаются. Их видать в начальстве разного рода. Их видать на трибунах. Особенно думских. Они же и писатели тоже, без этого никуда. Коллега коллеге глаз выклюет гораздо искуснее, чем человек со стороны.

А если их громкость немножко привернуть, то станет понятно - не случилось ровным счетом НИ-ЧЕ-ГО с выходом программы РАО. Современная литература всегда была в программах, и если учителю надо и он умеет, он Улицкую и Пелевина с детьми давно читает. Такой вот страшный секрет раскрою. И кстати, про аборты со старшеклассниками приходится говорить и про наркотики, потому что, хотя их в русской классике нет, но в русской жизни - полно. И никакого Лескова и Куприна никуда этот же учитель из программы не убирает при этом.

Да и вообще - программу может делать сам учитель и сама школа. Нет обязаловки. Программы все - примерные. Учитель может добавить и сократить - сам. И если ему Эппель не идет - никто его читать не заставляет, даже если в программе он будет обозначен.

И экзамена обязательного теперь нет. Поэтому добавлять и сокращать - проще стало. Потому что на выходе никто не проверяет, что мы читали.

Орущие не знают или не хотят знать, что главная проблема литературы в школе - не проблема списка. Списки волнуют тех, кто учебники издает и заказ на них имеет. А тех, кто преподает, волнует не это. А то, что вот, к примеру, Радищева - пойди с современными школьниками прочти. Хоть будет в программе, хоть нет - школьнику по барабану. Ему - скучно читать Радищева. Он Радищева - не читает. Ему вопли по поводу гибели русской культуры - не интересны. И моя задача как учителя, если я сам Радищева ценю, -- сделать так, чтоб прочли. Хотя бы фрагмент. Чтоб заинтересовались. Но это задачка - сложная. Семь потов сойдет, пока ее сделаешь.

Я приглашаю всех членов ОПРФ, подписавших письмо в Минобр, всех авторов яростных статей последних недель и дней,  всех примкнувших к ним радетелей за русскую литературу прийти в школы и дать хотя бы один урок по тому же Радищеву. А лучше - «пройти» его в течение нескольких уроков. Чтоб задание домашнее дать, а потом его проверить. И посмотреть, сколько народу сделало и как. Засучите рукава, поработайте. Попробуйте.

Меня очень печалит надвигающийся и крепчающий обскурантизм. Я сам всегда выступал за литературу в школе. За ее статус. За часы. За обязательный экзамен. За важность предмета и так далее. Но присоединяться к тем, кто сегодня под видом борьбы за литературу распространяет мракобесные идеи, у меня нет ни малейшего желания.

Previous post Next post
Up