Вступление.
Как нам представляют философию Плотина чаще всего? Сразу же говорят о трёх первоначалах, из которых состоит его философия, так что много хаотических усилий уходит на то, чтобы понять Начала в их отдельности, прежде чем приступать к более существенным связям между ними. А между тем это ни в коем случае не конструктор, плотиновская генология (учение о едином) имеет в виду одно Единое начало и единый исконно-платоновский метод созерцания сущности, диалектику. Диалектика Первоединого - может и вовсе не обозначить никаких Начал, поскольку лишь усматривает логическую сущность в рассматриваемых вещах. Конечно, существенность Единого для остальных начал - Ума и Души, иная, чем существенность всех трёх Начал - миру, в них описываемому. Первая говорит о диалектическом Первоединстве, вторая о троичности. Но вне принципа первоединства триада развалится, поэтому разговор о ней - всегда генология и всегда диалектика, усматривающая сущность в сущем, с любым вытекающим из этого числом категорий.
Говоря о триаде, мы сразу должны оговорить что важнее - число первоначал или их смысловое единство. Начал может быть и четыре (диалектика природы у Эриугены), и два («Монада-диада» пифагорейцев), но они будут тесней примыкать к исходной парадигматике Плотина, чем три космологических начала натурфилософов или даже три горизонтально-тождественные ипостаси Порфирия. Даже у неоплатоников, особенно александрийских, смысловое единство разное. Договоримся, что смысл триаде придаёт неоплатонический принцип первоединства, раскрываемый по существу в Едином, Уме и Душе.
Наконец, интересна только платоновская традиция, давшая значительные триады Нумения, Плотина, Августина, каппадокийцев, Прокла. Космогоническая, физическая мифология, выдвигавшие нередко начала и первоисточники в сущем, должны оставаться на периферии исследования. Так,- хотя у ионийцев космогонические силы в существующем - Зевс, Время, Земля (у Ферекида), у натурфилософов - две начальных потенции («теплое» и «холодное» Теофраста; у Архелая начало движения - в отделении друг от друга тёплого и холодного начал, причём «холодное» покоилось, «тёплое» двигалось), у всех этих учёных разрешались вопросы физической причины и качества, и не ставилось вопросов о всеобщем и мире в целом, что после Парменидовой интуиции Единого бытия становится возможным. О формировании триады, мы и будем говорить.
http://topos.ru/article/2261