Тенькинская дорога и "Золотое" кольцо Колымы

Nov 09, 2020 11:53

Когда я проехал весь Колымский тракт от Якутска до Магадана и собирался ехать обратно, меня спросили, по какой дороге я собираюсь ехать. Всмысле, по какой, а разве трасса "Колыма" не одна в этих краях? Так я узнал о второй "параллельной" дороге - Тенькинская или "Тенек", как ее тут называют, которая вместе с Колымским трактом образуют "Золотое кольцо Колымы".




Источник: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/obnarujil-esce-odnu-krutuiu-trassu-na-kolyme-tenkinskaia-doroga-5f95d342a81c50318eb6c388

На навигаторе ее можно найти, если поставить проезд через город Усть-Омчуг. На скрине точками выше Тенькинской трассы отмечены участни трассы "Колыма". Расходятся они, если ехать со стороны Магадана в поселке городского типа Палатка, а сходятся между Аркагалинским перевалом и Сусуманом.




Прокатиться по ней обратно я решил по нескольким причинам:




- Тенькинская трасса примерно на 100 км короче, чем если ехать по Колымскому тракту до места их соединения, соотвественно, можно сэкономить около двух часов пути литров 20 топлива, которое стоит тут огого...







- Дорога эта намного живописнее, чем участок от Сусумана до Магадана по "Колыме". Дело в том, что если ехать по Колымскому тракту, то по большей мере вы увидите лунные пейзажи перекопанного грунта золотодобывающих артелей, а здесь сопки и красивейшие перевалы.







Посмотрите на эти серпантины




- Интересно было заехать в Усть-Омчуг и посмотреть этот памятник, а также музей ГУЛАГа в местной школе




- Ну и ехать туда-сюда по одному и тому же пути для автопутешественника вообще не комильфо:)







Повернув после Палатки, сначала немного расстроился - какие-то ремонты, грязь, ямы




Куча тяжелой техники




Оказывается, сейчас активно ведётся реконструкция некоторых участков трассы - она расширяется, поднимается, построены и строятся новые мосты.




Скоро я уже выехал на ровные укатанные участки шоссе, которые напоминали асфальт




Но гонять все же тут не рекомендую - слишком большой риск пробиться на острых скальниках, из которых отсыпают дорогу




Или улететь с дороги в какой-нибудь обрыв







Кстати, если ехать зимой и машина сломается, есть возможность спастись вот в таких специальных контейнерах, про них я уже подробно писал ранее.




Хоть эта дорога и не так популярна как Колымский тракт, но технику на ней встречал довольно регулярно, причем, в основном рабочую. Это были либо грузовики




Либо автобусы, которые везли рабочих




Это дорогу решено было строить еще в 1937 году после того, как был открыт рудник "Бутугычаг". В то время уже активно строилась трасса "Колыма".







Первая небольшая группа вышла на поиски первой трассы на Теньку в середине декабря 1937 г. Весь их транспорт состоял из десяти нарт, двух десятков оленей, управляемых проводником.







Инженеры выбирали наиболее удобные места, где пройдёт будущий зимник, вели глазомерную съёмку и устанавливали специальные указатели для прохода техники. И только в феврале 1939 года по этим указателям пошли дорожники.




Автопроезд до рудника «Бутугычаг» протяжённостью более 200 км был открыт уже в 1939г., но это был пока ещё только улучшенный «автопролаз», а не дорога.







По воспоминаниям современников, которые проезжали эту трассу на автомобиле в сторону рудников, каждый перевал давался с большим трудом и риском для жизни, а сама дорога от Палатки до Бутугычага занимала несколько дней. Сейчас Усть-Омчуга (рядом как раз находился "Бугутычаг") ехать 3-4 часа.




Его постепенно отсыпали скальником, расширяли и улучшали, чтобы иметь возможность круглогодичного проезда. Работу преимущественно осуществляли заключенные местных лагерей.




До войны так дорога и существовала до рудника «Бутугычаг» и прииск «Дусканья» пока не открыли золото в Омчакской долине и олово на реке Хеникадже. И в 1941 г. дорогу от Нелькобы начали строить в этом направлении, называлась она Омчако-Кулинская трасса.



Интересный факт, после войны в 1947-1949 гг. в её строительстве и обслуживании принимали участие даже пленные японцы.




Полностью строительство Тенькинской трассы было закончено лишь в 50-е годы. Уже за пределами Тенькинского района она соединилась с трассой "Колыма", которую тогда называли Центральной трассой.




Строительство Тенькинской трассы позволило сократить доставку угля из Кадыкчана в Тенькинский район на 300 км и на 131 км, сократить доставку грузов из Магадана в район Нексикана, Аркагалы и Индигирского промышленного района в Якутии .




В общем, это очень красивая дорога, которую советую проехать вместе с "Колымским трактом"




Впереди еще много историй про Колыму, поэтому чтобы не пропустить, ставим лайк и подписываемся на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback

Узнать о моих актуальных поездках и путешествиях можно из инстаграма: https://www.instagram.com/bepowerback/
Previous post Next post
Up