Знайте же, о братья, любимые и друзья, что в Африке видел я многие чудеса, которые не счесть и не перечислить; и среди того, что я видел в этих землях, был паровоз "Карамоджа", чучело панголина, исследователь гиен с канала ВВС и сладкий картофель.
И вот, говорю вам, пока не закаялся я перед Господом нашим путешествовать по суше и морю, слушайте рассказ мой о диковинном народе, без которого Кения и не Кения вовсе.
Множество африканских жителей, глядя на масаев, испытывают зависть и великую скорбь о самих себе и о своих соплеменниках. И это вовсе не удивительно - масаи по праву считаются самыми красивыми среди племен Восточной Африки.
Сами масаи твердо уверены не только в своей красоте, но и в исключительности, считают себя высшим народом и к прочим жителям Африки относятся весьма презрительно.
Как и много веков назад, основным занятием племени масаи остается кочевое скотоводство. С земледелием и ремеслами они знакомы весьма отдаленно, ибо считают эти занятия непристижным и даже недостойным для себя делом.
Масаи свято верят в то, что бог дождя и грома Энгаи даровал им всех животных на свете. И потому кража скота у других племен для масаев - обычное дело. Впрочем, говорят, что к началу XXI столетия их понемногу начали в этом разубеждать.
Вслед за скотом масаи свободно масайствуют по саванне с место на место, с пастибища на пастбище, из страны в страну: визы и паспорта их мало заботят.
На временных стоянках масаи строят маньятта - невысокие круглые хижины с деревянным каркасом, обмазанные навозом. Окна в таких жилищах совсем крохотные - со спичечную коробочку - дабы хоть как-то уберечь дом от злонравного малярийного комара.
От вторжения диких хищников - львов, гиен, леопардов - деревню защищает изгородь из колючего кустарника. Когда пастбища истощаются, хижины разбирают и племя переходит на новое место.
Тем не менее, строительство школ, устройство водонапорных колонок, туристический бизнес, деятельность католических миссионеров и прочие атрибуты цивилизации постепенно приводят к тому, что все больше масайских племен выбирает оседлый образ жизни.
Масаи полигамны - количество жён определяется возрастом, величиной и богатством рода.
Одна деревня - это приблизительно четыре-пять семей.
Пока мужья, охотники и воины, проводят врямя в неспешных беседах, медитативных играх в "камушки" и странствиях по саванне, их жены строят дома, ухаживают за животными, растят детей, собирают дрова для очага, готовят пищу, плетут украшения из бисера и т.д.
Масаи верят, что их верховный бог Нгаи (или Энгаи), создатель всего сущего, и прежде всего самих масаи и коров, проживает на горе Килиманджаро, ведает громом и молнией и в нужное время года посылает на землю дождь.
В отличие от большинства африканских племен, масаи до сих пор сохраняют древние обычаи и живут в гармонии с природой. Они выходят на льва вооруженные лишь копьем и палицей.
Огонь же масаи добывают с помощью трения:
При этом, не следует преувеличивать приверженность народа масаи к традициям, и их нежелание приспосабливаться к современной жизни.
Во время Второй Мировой войны англичане активно вербовали в армию Бернарда Монтгомери, воевавшую против немцев в Северной Африке, жителей своих многочисленных колоний и доминионов. Дабы как можно меньше пролить родной крови, не гнушались даже дикарями. Подобная британская бережливость способна вызвать лишь брезгливое умиление.
Но именно благодаря ей масаи внесли свой вклад в разгром нацизма.
Одной из самых знаменитых масайских церемоний является «танец прыжков». Под заунывное пение юные воины один за другим высоко подпрыгивают на одном месте, чтобы показать свою силу и удаль.
Музыкальных инструментов, даже традиционного для Африки барабана, масаи не признают.
Одежда из кожи постепенно ушла в прошлое, вытесненная яркими хлопковыми накидками, в которые масаи наряжаются исключительно для собственного комфорта и удовольствия, а вовсе не на потребу туристам.
Немало времени масаи уделяют и своей внешности. Главное украшение - изделия из бисера. Уши прокалывают детям в возрасте трех-четырех лет. Год за годом множатся сложные серьги, которые постепенно оттягивают мочки до плеч.
Масаи считают, что чем больше оттянуты мочки ушей, тем больше в человеке красоты и благолепия.
Старые масаи жалуются, что молодежь все дальше уходит от традиционного образа жизни, предает заветы предков, не хочет пасти скот, не охотится на льва, и все чаще уезжает в город или нанимается на работу в многочисленные лоджи, в которых останавливаются белые туристы во время посещения заповедников.
Конечно, многое теперь изменилось, но полное исчезновение народу масаи вряд ли грозит.
А что до стариков... так они во все времена и в любой стране говорят примерно одно и то же.