Манавгат и путешествия в нём ещё не кончились ...
Мечеть Merkez Külliye Camii построена в 2004 году и является самой большой на Анатолийском побережье, купол 30-метровый, минареты (4!) - 60 метров. Сказка.
Перед намазом надо обязательно совершить ритуальное омовение.
Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых хаузы.
Честно сказать, я достаточно слаб в теоретической подготовке по мусульманским учреждениям культа, а в терминологии вообще не соображаю. Есть повод ознакомится.
Перед входом в молитвенный зал снимают обувь. Если одежда посетителя не соответствует предписаниям ислама, мужчине могут предложить надеть халат, а женщине - хиджаб.
Мечеть (араб. مَسْجِد [ˈmæsdʒɪd] - «место поклонения») - мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.
Общепринятая этимология слова «мечеть» производит его от «масджид» (мн. ч. - масаджид), в свою очередь происходящего от арабского корня с-дж-д" - падать ниц - в значении места, и означает «место поклонения», «место совершения земного поклона». Оно указывает на место, где верующий может поклониться Богу во время молитвы, и не предполагает ничего, кроме ритуально чистого пространства. Другое возможное происхождение слова от аль-масджид аль-джами - «пятничное, или соборное, моление».
Обычно мечети представляют собой одно или двухэтажное здание с куполом и минаретами. Внутри мечетей устанавливаются минбары и михрабы.
Михраб - ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
Аназа («стрела») - стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
Минбар - отличительный признак соборной мечети - кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
Максура - её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это - квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
Дикка - специальные платформы, стоя на которых, муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих.
Мечеть служит местом сбора мусульман для совершения коллективных молитв. Кроме этого, мечети могут являться местами собрания народа, обучения основам исламской религии и т. д.
Первой мечетью была Кааба (араб. الكعبة المشرفة - Аль-Ка'ба аль-Мушаррафа «Досточтимая Кааба») - мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа. Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что означает в переводе с арабского «священный дом».
По словам Мухаммада, после Каабы была построена мечеть аль-Акса в аль-Кудсе (араб. المسجد الأقصى - отдалённая мечеть) - мечеть, расположенная на Храмовой горе Иерусалима.
Часто в поверхностных туристических публикациях огромный золотой Купол скалы (Куббат ас-Сахра), путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол куполом мечети Аль-Акса. Но именно Аль-Акса является третьей святыней ислама, а не Купол скалы, который тем не менее в архитектурном плане является центром комплекса.
Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. По исламским верованиям, первая кибла и вторая мечеть, построенная на земле.
Все три мечети являются местами паломничества мусульман. В первые годы зарождения ислама мусульмане совершали молитвы в специально отведённых для этого местах и зданиях в отдалённых районах Мекки. Сам Пророк совершал молитвы и в окрестностях Каабы. Затем центром мусульманской общины Мекки был дом аль-Аркама. После того, как Умар ибн аль-Хаттаб принял ислам, мусульмане получили возможность совершения намазов у Каабы.
Однако первой мечетью в Мекке считается дом сподвижника пророка Аммара ибн Ясира (один из сподвижников пророка Мухаммеда, был одним из мухаджиров, переселившихся вместе с пророком Мухаммедом в Медину).
Вторую мекканскую мечеть основал Абу Бакр. Абу Бакр ас-Сиддик Абдуллах ибн Абу Кухафа ат-Тайми аль-Кураши (араб. أبو بَكر الصّدِّيق عبد الله بن أبي قُحافة التَّيمي القُرَشيّ / 572, Мекка - 23 августа 634, Медина, Хиджаз) - первый праведный халиф, сподвижник пророка Мухаммеда и отец его жены Аиши. После его смерти был избран халифом. Один из десяти обрадованных раем (десять ближайших сподвижников пророка Мухаммада, которых он при жизни обрадовал вестью о том, что они будут обитателями рая). Сунниты считают его лучшим из людей после пророков и посланников, самым верным и аскетическим из сподвижников. Проводил политику расширения границ Халифата и исламского мира. Воевал с арабами, пытавшимися вернуться к язычеству, а также с Византией и Сасанидской империей. Покинул мир после двух лет правления.
После совершения хиджры (переселение мусульманской общины под руководством пророка Мухаммада из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году; год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря) пророк Мухаммад распорядился построить в пригороде Медины Кубе мечеть, относительно которой был ниспослан следующий аят Корана: «…мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня, - достойнее, чтобы ты в ней стоял».
После неё была построена мечеть Пророка в Медине. Аль-Масджид ан-Набави (араб. المسجد النبوي - Мечеть Пророка) - мечеть в Медине, являющаяся второй святыней в исламе после Заповедной мечети в Мекке. Место погребения пророка Мухаммеда. Первая мечеть на этом месте была построена ещё при жизни Мухаммада, последующие исламские правители расширили и украсили святыню. Под Зелёным куполом (Купол Пророка) расположена могила Мухаммада.
По сложившейся постепенно традиции, мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от 1 до 9 (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам - а там их семь). Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском.
Исключения встречаются редко: благодаря масштабному культу личности Ниязова, стены мечети Туркменбаши Рухы в Туркмении также украшены цитатами из книги «Рухнама» (туркм. Ruhnama, от Ruh - «дух» и nama - «книга»: «Книга души») - книга, написанная, согласно официальной туркменской версии, первым президентом Туркмении Сапармуратом Туркменбаши (Ниязовым) в период с 1997 года по 12 сентября 2001 года. Книга состоит из нравственных наставлений и философских размышлений, перемежаемых легендами и историческими экскурсами.
Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.
Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между: квартальная мечеть - мечеть ежедневной пятикратной молитвы; соборная джума-мечеть - мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной; кабире - центральная столичная мечеть; мусалла - общегородская мечеть в виде открытой площади (для богослужений в праздники Курбан-байрам или Ураза-байрам).
Соборная мечеть переживает расцвет в эпоху Омейядов (династия халифов, основанная Муавией в 661 году), когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины (уммы).
Параллельно с этим простые мечети приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.
У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта - они ориентированы строго на Каабу в Мекке. Это направление на Каабу называется кибла (с ар. - «то, что находится напротив»). Стена любого молитвенного здания, обращённая к Каабе, тоже называется кибла.
В зависимости от архитектуры мечети делятся на следующие типы.
Мечеть с угловой постановкой минарета - в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте.
Мечеть с двумя минаретами - купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего Востока и Средней Европы.